Как оказать первую помощь ребенку: это должен знать каждый родитель. Доврачебная помощь ребенку в экстренных ситуациях Основы первой медицинской помощи для детей

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 31. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477 н г. Москва «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи « Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь* 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Определение наличия сознания у пострадавшего. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний Придание пострадавшему оптимального положения тела. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 28. Невиновное причинение вреда 1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. 2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПП Человеку без сознания можно оказывать помощь. Если человек находится в сознании, то необходимо спросить, нуждается ли он в помощи. В случае отказа помогать не следует. Если в помощи нуждается ребенок до 15 лет, при отсутствии его родственников в непосредственной близости, помощь оказывать можно, в противном случае необходимо спросить согласия его близких. Если пострадавший угрожает Вашей личной безопасности – помощь лучше не оказывать. При суицидальных попытках согласие на оказание помощи получать не нужно. Нельзя превышать свою квалификацию, т. е. исключается применение любых медикаментов. Нельзя производить любое оперативное вмешательство (например, вправлять вывихи и т. п.). «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ЭТО: Обеспечение своей безопасности и пострадавшего. Обеспечение психологического и физического покоя и комфорта пострадавшему. Предотвращение осложнений. Здравый смысл!!! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Осмотр места происшествия Что угрожает мне? Что угрожает ему? Первичный осмотр пострадавшего: необходимость экстренной помощи Сознание есть фонтан крови, дырка в груди, подавился Сознания нет: Дыхательные пути -> Открыть и проверить Дыхание -> нет 10 сек -> приступаем к СЛР Дыхание -> есть -> Перевод в боковое стабильное положение «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА Жгут накладывается в крайних случаях (фонтан), ибо он часто вызывает необратимые последствия. Выше раны На одежду 1 -й тур закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3 -4 тура Накладывать быстро, снимать медленно Пишем дату и время на лбу Время: зимой – 1 час, летом-2 часа Ничем не закрывать жгут!!! Немедленно доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ РАНЕНИЯХ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ В рану не лезем руками Из раны ничего не достаем Не снимаем уже пропитавшуюся повязку ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Доставить пострадавшего к врачу При невозможности передвигаться самостоятельно – звоним 112 «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ИНОРОДНОЕ ТЕЛО В РАНЕ Если предмет торчит – максимально его фиксируем Повязку накладывают вокруг торчащего предмета («бублик») Никогда ничего из раны не достаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Обеспечение психофизиологического комфорта Голову слегка наклонить вперед, попросить пострадавшего придержать ее руками Прикладывать тряпочки к носу Холод на нос Если через 10 -15 минут не останавливается – вызвать «скорую» НЕЛЬЗЯ запрокидывать голову назад – возможна кровавая рвота «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ВНУТРЕННЕЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Слабость, боли может не быть Бледность, холодный пот, озноб «мушки перед глазами» , головокружение Дыхание слабое, поверхностное Вздутый, твердый, безболезненный при надавливании живот «поза эмбриона» Может быть синяк на животе «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ ВНУТРЕННЕМ КРОВОТЕЧЕНИЕ Ч Т О ДЕ Л А Т Ь Вызвать «скорую» Холод на область живота Противошоковые меры Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Т Ь Не обезболивать Не кормить Не поить «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ Закрываем рану Относимся как к внутреннему кровотечению Если выпали внутренние органы – аккуратно собираем во влажную тряпочку и пакетик, приклеиваем пакет скотчем, пластырем или прибинтовываем, не прижимая (кишки можно трогать – это безболезненно для пострадавшего). Повязку постоянно смачивать – чтобы не ссохлись кишки. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ Закрыть отверстие герметично Усадить Приложить холод Не разрешать говорить Глубоко дышать При наличии в ране инородного тела, зафиксировать «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

РАНА НА ГОЛОВЕ/ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Накладываем чистую повязку Немедленно вызываем «скорую» НЕ промываем НЕ трогаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АМПУТАЦИЯ Оторванную конечность положить в пакет, его во второй пакет и охладить Контейнер отправить вместе с больным. Время до 6 часов Срочно «Скорую» ! Обязательно говорим ампутация Есть шанс пришить до локтя и до колена «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ (CRASH-СИНДРОМ) При попадании человека в завал Наложить жгут выше места прижатия и только потом освобождать Освободили – тугое бинтование конечности и снять жгут Иммобилизация конечности, холод Обильное теплое питье Противошоковые меры и срочная госпитализация «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМЫ Относимся как к перелому Не вправляем Быстро доставить в больницу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШОКЕ Любое оказание первой помощи включает противошоковые меры Успокоить, если в сознании Согреть Уложить на спину и приподнять ноги (если в сознании, нет травмы головы, шеи и позвоночника) Дать теплое сладкое питье Следить за состоянием «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОЖОГИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Смазывать маслом, кремом, белком и т. п. , наносить пену (пантенол) не только что обоженное Отрывать прилипшую одежду Прокалывать пузыри Мочиться (писать) на ожог ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Снять все вещи с обоженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочее Прилипшую отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ОБМОРОЖЕНИЯ Потеря чувствительности Ощущение покалывания или пощипывания Побеление кожи – 1 степень Волдыри – 2 степень Потемнение и отмирание – 3 степень ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Игнорировать Растирать Резко согревать Пить спиртное «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ/ОТМОРОЖЕНИИ Убрать с холода Закрыть сухой повязкой Медленное согревание в помещении Обильное теплое сладкое питье «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Интенсивная дрожь Нарушение координации Затруднение речи Резкие перемены настроения Замедление движений, редкое дыхание, слабый пульс Потеря сознания. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Растирать конечности пострадавшего Заставлять его энергично двигаться Пить спиртное Класть пострадавшего в теплую ванну и применять грелки «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИИ Остановиться и согреть Не игнорировать, не пытаться дожать, не заставлять идти из последних сил Убрать поражающий фактор – в дом, в палатку, в спальник, в куртку Медленно согревать (Нельзя горячую ванну!!!) Теплое сладкое питье и еда Если потерял сознание – поместить в тепло или греть телом, человек должен быть в восстановительном положении Вызвать «скорую» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ Вызвать рвоту: дать 4 -5 стаканов теплой воды, и надавливать на корень языка (старше 6 лет) Прополоскать рот Дать 2 стакана прохладной воды Положить в восстановительное положение Признаки и симптомы Тошнота, рвота Холодный пот Озноб Судороги Внезапная вялость сонливость «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Не вызывать рвоту, если человек без сознания Не вызывать рвоту у беременных Не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах Не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью Не давать газировку! Не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!! Что делать дальше Когда после рвоты полегчает, укрыть и дать питье Дать адсорбенты (энтеросгель, полисорб и т. п.) Вызвать врача – особенно к детям Желательно сохранить то вещество, чем отравился «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ЗМЕИ Тугое бинтование выше места укуса, иммобилизация (шина) Холод Обильное питье Если стало плохо – вызываем равоту Обязательно к врачу! НЕ надо: отсасывать, прижигать, накладывать жгут «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ КЛЕЩА Намазать маслом, жирной мазью, кремом Пинцетом, ниткой или пальцем выкручивать Если головка все-таки оторвалась, то извлекать ее как занозу и дезинфицировать место укуса Показать врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ СОБАКИ И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ Они могут болеть, потому надо найти их хозяина – выяснить про прививки Место укуса обработать как рану Показать врачу, даже если небольшой укус, и рассказать кто укусил «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОБМОРОК П Е Р В А Я П О М ОЩ Ь Укладываем, не даем упасть и удариться Поднимаем пострадавшему ноги выше головы Расстегиваем тесную одежду Обеспечиваем приток свежего прохладного воздуха Контролируем состояние Вызываем Скорую помощь, если не очнулся через 10 мин Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Е М Не поднимать в вертикальное положение Не стремиться привести в сознание Не давать нюхать нашатырный спирт Не давать пощечины Не брызгать водой П Р И З Н А К И И С И М П Т О М Ы Дурнота Бледность Слабость Зрачки расширены Медленно опускается на землю или падает Длительность приступа несколько десятков секунд «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ ИНСУЛЬТА У- попросите УЛЫБНУТЬСЯ, «кривая улыбка» З- попросите ЗАГОВОРИТЬ – речь нарушена П- попросите его ПОДНЯТЬ обе руки ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Успокоить Доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЭПИЛЕПСИЯ Аура приступа (за 5 м- 30 сек до) Вокализация (нечеловеческий крик) Фаза судорог (1 -3 мин) Мышцы напряжены, язык НЕ ЗАПАДАЕТ! Фаза сна (возможна рвота, западение языка) Если человек не знает что с ним: Вызов скорой обязателен! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОСТРЫЙ ЖИВОТ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Сильные боли в животе Напряженный живот Поза «эмбриона» Слабость, озноб ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Холод Голод Покой Скорейшая транспортировка к врачу Очень опасное состояние! Может привести к необходимости серьезной операции. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Греть живот Давать пить или есть Давать таблетки «от боли в животе» Терпеть и надеяться «. . что скоро пройдет» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СОРТИРОВКА В случае ограниченных ресурсов, помощь в первую очередь оказывается тем, кто Стонет/Срочная помощь. В данном случае стоит задача спасти, как можно больше человек. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Острая стрессовая реакция Характеризуется частичной или полной утратой: целесообразной деятельности; критичной оценки ситуации; контакта с окружающими. Она наступает в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Наиболее распространенные ОСР: Плач; Истероидные реакции; Агрессивное поведение; Психомоторное возбуждение; Нервная дрожь; Апатия; Ступор; Страх. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; дать ощущение, что человек не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; избегайте в своей речи употребления частицы «не» . постараться свести реакцию к плачу; «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

Первая помощь - это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление - в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской - она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи - служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь - элементарный, но очень важный навык. В он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  4. Вызвать специалистов: , с городского - 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  5. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    • восстановление проходимости дыхательных путей;
    • сердечно-лёгочная реанимация;
    • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  6. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.




Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) - это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот

  1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

    Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

  3. Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.

    Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем - 12–15 выдохов в минуту.

  4. Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.




Непрямой массаж сердца

Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, - это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

Техника непрямого массажа сердца

  1. Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
  2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток - это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
  3. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка - это точка компрессии.
  4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони - ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
  5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота - 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

    Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам - ладонью одной руки.

Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.






Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

Приём Геймлиха

При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) - человек задыхается.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

  • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью - держится за горло.
  • Неспособность говорить.
  • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

  1. Встаньте позади пострадавшего.
  2. Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
  3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

    Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

  4. Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.


Кровотечение

Остановка кровотечения - это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты - чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

Техника наложения кровоостанавливающего жгута

  1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
  2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута - побледнеть.
  3. Наложите повязку на рану.
  4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

Переломы

Перелом - нарушение целостности кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда - обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны обломки кости.

Техника оказания первой помощи при переломе

  1. Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
  2. При наличии кровотечения остановите его.
  3. Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.

    Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!

  4. Обеспечьте неподвижность кости в области перелома - проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
  5. Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.

При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.



Ожоги

Ожог - это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также по типам повреждения. По последнему основанию выделяют ожоги:

  • термические (пламя, горячая жидкость, пар, раскалённые предметы);
  • химические (щёлочи, кислоты);
  • электрические;
  • лучевые (световое и ионизирующее излучение);
  • комбинированные.

При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и так далее).

Затем, при термических ожогах, поражённый участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1/1) или водкой.

Не используйте масляные мази и жирные кремы - жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.

После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему тёплой подсоленной воды.

Для ускорения заживления лёгких ожогов используйте спреи с декспантенолом. Если ожог занимает площадь больше одной ладони, обязательно обратитесь к врачу.

Обморок

Обморок - это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга о том, что ему не хватает кислорода.

Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.

Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.

Типичные ситуации наступления обморока:

  • испуг,
  • волнение,
  • духота и другие.

Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Если сознание не возвращается 3–5 минут, немедленно вызывайте скорую.

Когда пострадавший придёт в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.

Утопление и солнечный удар

Утопление - это проникновение воды в лёгкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.

Первая помощь при утоплении

  1. Извлеките пострадавшего из воды.

    Тонущий человек хватается за всё, что попадётся под руку. Будьте осторожны: подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды.

  2. Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу.
  3. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).
  4. Проверьте наличие признаков жизни.
  5. При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.
  6. После восстановления дыхания и сердечной деятельности положите пострадавшего набок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.




В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар - это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

Симптомы:

  • головная боль,
  • слабость,
  • шум в ушах,
  • тошнота,
  • рвота.

Если пострадавший по-прежнему остаётся на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.

Поэтому при оказании первой помощи прежде всего необходимо перенести пострадавшего в прохладное проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.

При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).


Причины обморожения - высокая влажность, мороз, ветер, неподвижное положение. Усугубляет состояние пострадавшего, как правило, алкогольное опьянение.

Симптомы:

  • чувство холода;
  • покалывание в обмораживаемой части тела;
  • затем - онемение и потеря чувствительности.

Первая помощь при обморожении

  1. Поместите пострадавшего в тепло.
  2. Снимите с него промёрзшую или мокрую одежду.
  3. Не растирайте пострадавшего снегом или тканью - так вы только травмируете кожу.
  4. Укутайте обмороженный участок тела.
  5. Дайте пострадавшему горячее сладкое питьё или горячую пищу.




Отравление

Отравление - это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина. В зависимости от вида токсина различают отравления:

  • угарным газом,
  • ядохимикатами,
  • алкоголем,
  • лекарствами,
  • пищей и другие.

От характера отравления зависят меры оказания первой помощи. Наиболее распространены пищевые отравления, сопровождаемые тошнотой, рвотой, поносом и болями в желудке. Пострадавшему в этом случае рекомендуется принимать по 3–5 граммов активированного угля через каждые 15 минут в течение часа, пить много воды, воздержаться от приёма пищи и обязательно обратиться к врачу.

Кроме того, распространены случайное или намеренное отравление лекарственными препаратами, а также алкогольные интоксикации.

В этих случаях первая помощь состоит из следующих шагов:

  1. Промойте пострадавшему желудок. Для этого заставьте его выпить несколько стаканов подсоленной воды (на 1 л - 10 г соли и 5 г соды). После 2–3 стаканов вызовите у пострадавшего рвоту. Повторяйте эти действия, пока рвотные массы не станут «чистыми».

    Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.

  2. Растворите в стакане воды 10–20 таблеток активированного угля, дайте выпить это пострадавшему.
  3. Дождитесь приезда специалистов.

Любознательные и верткие ребятишки очень любят показать удаль, но не всегда верно оценивают свои силенки и довольно часто получают травмы: порезы, ушибы, переломы, ожоги. Взрослые и старшие ребята, как правило, спешат на помощь пострадавшему, но часто ли их готовность помочь подкреплена умением правильно действовать в сложной ситуации, когда на принятие решения и на его исполнение отведены считанные минуты. Поэтому мы сочли уместным напомнить правила неотложной помощи при наиболее распространенных несчастных случаях: проверьте, все ли вам известно и какими из необходимых навыков вам еще надо овладеть?

Ребенок тонет. Если он еще держится на воде, подплывите к нему сзади, чтобы он не смог схватить вас за руки или шею. Доставить пострадавшего на берег удобней всего способами, показанными на рисунках №1 и №2.

При погружении в воду с головой рефлекторная задержка дыхания длится до полутора минут, а затем дыхание возобновляется, и вода во время вдоха попадает в легкие. Через пять - десять минут останавливается дыхание, а через пятнадцать - и это самое страшное - сердечная деятельность. После извлечения тонущего из воды надо быстро расстегнуть на нем одежду, пальцем, обернутым платком, открыть рот, очистить его от песка и ила и начать искусственное дыхание по методу «рот в нос»: пострадавшего укладывают на спину, голову максимально запрокидывают. Левой рукой поддерживают голову в таком положении, правой плотно закрывают рот и вдыхают в нос. (Можно правой рукой зажать нос и делать искусственное дыхание «рот в рот», как показано на рисунке №3.)

Если отсутствуют сердечные сокращения, то одновременно начинают закрытый массаж сердца. Двумя руками, как показано на рисунке 4, надо ритмично давить на нижнюю треть грудины 60-70 раз в минуту: после четырех нажатий грудины производят один вдох («рот в нос»), затем снова массаж и вдох. Эффективность массажа определяется по появлению пульса на крупных сосудах и сужению зрачков. Удаление воды из дыхательных путей проводят только при «синей» асфиксии (удушье). Утонувшего повертывают лицом вниз, кладут животом на свое колено и надавливают на спину.

Ребенок получил солнечный удар. Такое состояние может быть вызвано долгим пребыванием на открытом солнце без головного защитного убора, нередко в сочетании с общим перегревом.

При солнечном ударе ребенок сначала жалуется на ощущение пульсации в сосудах, головную боль, головокружение и тошноту, шум в ушах, дрожание конечностей; окружающие предметы окрашиваются для него в красные и зеленые тона. У детей наблюдается потеря координации, зевота, слюнотечение, носовое кровотечение. Если не принять срочных мер, может наступить потеря сознания, лицо побледнеет, зрачки расширятся, резко участится пульс, появится одышка. Обморок бывает продолжительным или кратковременным.

Первая помощь при солнечном ударе не сложна - надо перенести пострадавшего в прохладное помещение и положить на голову холодный компресс или лед, если окажется под рукой.

Ребенок получил ушиб. При этом повреждаются ткани или органы, но без нарушения целостности кожных покровов. Чаще всего у детей страдают голова и конечности. В месте ушиба образуется припухлость и кровоподтек, которые лечат холодом и свинцовой примочкой. Если ушиблен сустав руки или ноги, движение ограничено и вызывает боль. Те же неприятные ощущения сопровождают разрыв мышцы. При сильном ушибе или подозрении на повреждение внутренних органов нужно уложить ребенка в постель до прихода врача.

Ребенок получил ожог. Учтем, что ожог можно получить не только от пламени, кипящей жидкости или пара, но и от солнечных лучей, и от небрежного или неумелого использования химических веществ и таких распространенных препаратов, как йодная настойка, ляпис и карболовая кислота, - и будем предельно осторожны. Запомним, что обожженные места нельзя смазывать маслом или жиром, чтобы под слоем жира не образовывалось нагноения, и никогда не будем этого делать. Если ожог легкий, то на обожженное место нужно направить струю холодной воды, а затем наложить стерильную повязку. Если же ребенок пострадал при пожаре, то надо удалить тлеющую одежду, закрыть обожженное место стерильным (!) полотенцем, простыней или повязкой (прогладить перед этим горячим утюгом). Больного укутать, если это возможно, согреть, напоить горячим чаем, дать анальгин, димедрол или пипольфен и со всеми доступными мерами предосторожности отправить в поликлинику.

Ребенок получил электротравму. Первая помощь состоит в немедленном освобождении пострадавшего от действия тока. При этом спасатель сам должен принять меры предосторожности, используя предметы, не проводящие или плохо проводящие ток: резиновые перчатки, сухие палки и т.п. При поражении молнией пострадавшего ни в коем случае на надо закапывать в землю, никакого «заряда» в его теле не осталось. Если сознание утрачено, надо провести закрытый массаж сердца с искусственным дыханием «рот в нос» по правилам, описанным выше. Ожоги, появившиеся в местах воздействия током, лечат как обычные.

Ребенок получил вывих, растяжение или разрыв связок . В поврежденном месте появляется отек, ребенок чувствует боль при движении, иногда сильную. Первая помощь состоит в обезболивании доступными средствами, например, анальгином или амидопирином, обездвижении пострадавшей конечности и осторожной транспортировке в ближайший травмпункт. Ни в коем случае не пытайтесь вправить вывих собственноручно, это дело специалиста.

Ребенок получил черепно-мозговую травму. При легкой травме ребенок жалуется на головную боль, слабость, тошноту. При более серьезной он может потерять сознание, память. У него начнется рвота, общая слабость, ослабление рефлексов (например, зрачки не реагируют на свет), нарушение пульса. При тяжелой степени наступает коматозное состояние. При черепно-мозговой травме любой степени тяжести больного надо показать немедленно травматологу.

У ребенка инородное тело в дыхательных путях. Закупорка дыхательных путей у детей случается довольно часто: инородное тело попадает изо рта в трахею при резком вдох, испуге, ударе, падении, во время смеха или плача. Если инородное тело велико по размерам или с острыми краями, оно задерживается в голосовой щели: при незначительных размерах и гладкой форме попадает в трахею или бронхи. Но в любом случае возникает приступ удушья: лицо становится сине-багровым и покрывается липким потом. Через некоторое время приступ может пройти, но успокаиваться не следует: при перемене положения инородного тела приступ возникает вновь. Если инородное тело застряло под голосовыми связками, то дыхание затруднено, сопровождается свистящим шумом, хрипом. Лишь в редких случаях от инородного тела можно избавиться при кашле, поэтому ребенка как можно быстрее надо доставить в травмпункт, обеспечив в пути покой и максимальный доступ воздуха.

Ребенок пострадал от отравления . Летом с детьми это случается довольно часто. При легком отравлении - тошнота, рвота, понос. В этом случае применимы традиционные средства - рисовый отвар, слабый раствор марганцовки и как можно больше питья. При тяжелых отравлениях бывает слабость, нарушения пульса, синюшность, иногда потеря сознания. При тяжелом отравлении самолечение крайне вредно, потому-то разные яды обезвреживают разными способами: в одном случае показано промывание желудка, в других - слабительное. Кроме того, за признаки отравления можно принять проявления другой болезни, при которой промывание желудка крайне опасно. Поэтому первая помощь состоит в немедленной госпитализации ребенка.

Евгения Гусева

Цели занятия:

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Ход занятия:

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Дети: 03, 01.

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112 . Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

Подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

Если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

Если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу ). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Дети: Помогать сами.

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Дети: Опасная.

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ! » и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два! ».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить ! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.


Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Дети: Нет.

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Дети: Нету.

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Дети: Ничего нет.

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего ) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.




Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Дети: 112.

Инструктор: Правильно.

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.


Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Ребенок: .

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.


Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта "Стань врачом вместе с ЕМИАС" 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Если ожог не сильный и кожа на месте ожога не повреждена, промойте ее холодной водой и наложите стерильную повязку. Нельзя обрабатывать место ожога растительным маслом. Во-первых, не прокалывайте пузыри после ожога - это может способствовать попаданию инфекции. Во-вторых, чтобы оказать первую помощь, если ожог обширный - нужно вызвать врача или отвезти ребенка в больницу, завернув его в чистую проглаженную простыню и одеяло.

Оказание первой помощи детям при ожогах

Первая помощь при электротравме

Экстренные действия - отключить ток. Если это невозможно - надеть резиновую обувь и резиновые перчатки и попытаться оттянуть малыша в сторону. Если ребенок потерял сознание - уложить в сухом и теплом месте, расстегнуть кофточку, открыть форточку. В случае остановки дыхания немедленно прибегнуть к искусственному дыханию "рот в рот и нос одновременно". Срочно вызвать врача.

Первая помощь при укусе насекомых

При укусе ос, пчел необходимо удалить жало пинцетом. Место укуса протереть тампоном, смоченным перекисью водорода. На место укуса положить холод.

При аллергической реакции (в том числе при укусе комаров) дать антигистаминный препарат (супрастин, тавегил, фенкарол) и вызвать врача.

Как помочь ребенку при отравлении?

Если ваш сын или дочка проглотил лекарство или другое ядовитое вещество, срочно вызовите Скорую. Постарайтесь вызвать рвоту - это первое средство при отравлении.

Постарайтесь определить, что именно выпил или проглотил малыш, и в каком количестве - это поможет быстрее сориентировать врачей для оказания медицинской помощи.


Помощь при высокой температуре у детей

Причины высокой температуры у детей

У малышей грудного возраста повышение температуры наблюдается чаще, чем у взрослых. Это связано с недостаточным развитием у них центра, который регулирует температуру тела. Повышение температуры может быть не только вследствие каких-либо инфекционных заболеваний - у маленьких детей оно бывает в результате обезвоживания организма, перегревания, поражения нервной системы и других причин.

  • температура тела 37-38 °С называется субфебрильная,
  • температура тела 38-38,9 °С - фебрильная,
  • температура тела 39-40,5 °С - пиретическая,
  • температура тела выше 40,5 °С - гиперпиретическая.

Фебрильная температура у ребенка

Оказание первой помощи: помните, что у грудничка до 1 года даже фебрильная температура может вызвать приступ судорог. Поэтому необходимо принимать срочные меры для ее снижения. Разденьте, оботрите его тело водкой или столовым уксусом (пополам с водой). Дайте малышу кипяченую воду.

Без жаропонижающих препаратов не обойтись. Используйте только содержащие парацетамол препараты (Калпол, Эффералган, Тайленол, Парацетамол), строго соблюдая возрастную норму, указанную в аннотации к препарату. Если у малыша рвота, пользуйтесь свечами с парацетамолом. Хороший эффект дает сочетание парацетамола с антигистаминными препаратами (Димедрол, Супрастин, Фенкарол, Пипольфен). При высокой температуре категорически нельзя применять Амидопирин, Антипирин, Фенацетин, Аспирин.

  1. В качестве жаропонижающего препарата нельзя использовать анальгин, что связано с опасностью неблагоприятного воздействия на состав крови. Этот препарат может использоваться только по особым показаниям.
  2. Не должны применяться салициламид, свечи Цефекон-М (с амидопирином) и свечи Цефекон (с фенацетином). Разрешено использование только свечей Цефекон Д, содержащего парацетамол.
  3. Парацетамол - наиболее безопасное жаропонижающее. Его дают в разовой дозе 10-15 мг/кг, суточная доза не должна превышать 60 мг/кг. Парацетамол в растворе (в том числе сироп, гранулят для приготовления раствора, шипучие таблетки) действует уже через 30-60 минут, в свечах его действие наступает позже - через 2 - 3 часа, их лучше вводить на ночь.
  4. Ибупрофен используют внутрь в дозе 5- 10 мг/кг на прием. Ибупрофен и парацетамол можно использовать, начиная с трехмесячного возраста.
  5. При приступе судорог, долго не снижающейся и высокой температуре срочно вызовите Скорую.

Помощь при остановке дыхания у детей

Оказание первой неотложной помощи детям при остановке дыхания

В случае остановки дыхания у малыша нельзя терять ни минуты. Если в момент остановки дыхания у ребенка в доме присутствуют оба супруга или еще кто-то из взрослых, необходимо срочно вызвать Скорую.

До приезда Скорой необходимо уложить малыша на твердую поверхность, освободить дыхательные пути (от слизи, рвотных масс или инородных тел), под голову подложить валик и приступить к искусственному дыханию "рот в рот и нос одновременно" (такой тип искусственного дыхания проводится у грудных детей). Частота вдуваний должна быть не менее 20-25 в минуту. Выдох происходит пассивно и продолжительность его вместе с паузой должна быть примерно вдвое больше вдоха. Искусственное дыхание проводится до тех пор, пока он не начнет дышать самостоятельно.

Критерием эффективности искусственного дыхания является достаточный объем движений грудной клетки, исчезновение синюшности губ, слизистых оболочек и кожи.

Как правило, технике оказания экстренной помощи обучают в "школах материнства".

Первая помощь при остановке сердца у детей

Признаками остановки сердца являются: отсутствие сердцебиения, широкие зрачки, бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек.

Оказание неотложной помощи детям при остановке сердца

Если в момент остановки дыхания в доме присутствуют оба супруга или еще кто-то из взрослых, необходимо срочно вызвать Скорую.

Непрямой массаж сердца при остановке сердца

  1. Необходимо уложить малыша на твердую поверхность и провести непрямой массаж сердца.
  2. В нижней трети грудины одним пальцем (указательным) у новорожденного или двумя пальцами (указательным и средним одной руки или двумя большими пальцами обеих рук) у грудничка производят надавливания на грудину с такой силой, чтобы она прогибалась по направлению к позвоночнику на 1 - 2 см.
  3. Частота надавливаний должна составлять не менее 100 - 200 в минуту.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствует появление пульса на сонных, бедренных и лучевых артериях, восстановление самостоятельного дыхания, появление розовой окраски кожи и слизистых оболочек.

Обучение непрямому массажу сердца, как правило, обучают в "школах материнства".

Первая помощь ушибах ребенку

Ушибом называется повреждение тканей без нарушения целостности кожи. Самым частым проявлением ушиба является синяк.

Как лечить ушиб ребенку?

  1. Первая помощь при ушибе заключается в создании покоя пораженной части тела.
  2. Поможет пузырь со льдом и давящая повязка. Это способствует сужению поврежденных мелких сосудов и препятствует дальнейшему росту синяка, а также профилактике образования гематомы (полости с кровью).
  3. Если ушиб сочетается со ссадинами и царапинами, необходимо обработать их перекисью водорода или раствором зеленки. Затем можно наложить стерильную марлевую салфетку.

Помощь при черепно-мозговой травме у детей

Черепно-мозговые травмы часто отмечаются у малышей. К ним приводит падение даже с небольшой высоты, например, с дивана, когда малыш может первый раз перевернуться, или из кроватки, когда малыш самостоятельно встает и тянется за чем-либо, а рядом нет никого из взрослых.

Степени черепно-мозговой травмы

По степени выраженности черепно-мозговые травмы делят на сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга.

Сотрясение головного мозга проявляется помрачением сознания тотчас после травмы, рвотой, иногда судорогами, учащением сердцебиения и дыхания, беспокойством.

Ушиб является более тяжелой травмой головы и проявляется потерей сознания, многократной рвотой, выраженным беспокойством, судорогами, параличами.

Сдавление головного мозга самая тяжелая из черепно-мозговых травм. Проявлением сдавления головного мозга является заторможенность, стремление лечь на пораженную сторону, нарушение ритма сердца и дыхания, судороги, параличи. Проявления сдавления головного мозга связаны с внутричерепным кровотечением или отеком мозга.

Во всех случаях падения ребенка необходимо вызвать Скорую. Прежде всего до приезда врачей нужно провести оказание первой помощи, вам нужно создать малышу полный покой. Если имеется открытая рана на коже головы - наложить стерильную марлевую повязку, положить к голове пузырь со льдом или пластиковую бутылку с холодной водой (если льда нет). Не отходить от него до приезда врачей.