Бег в мешках правила игры. Татарские народные подвижные игры

В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей.

Национальные игры играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе.

Немаловажным будет замечание о том, что народные подвижные игры явились основой всех последующих игр.

Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины по среднему течению Волги. Коренное население – татары. Живут здесь также русские, чуваши, мордва, украинцы и др.

История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, детских видов фольклора, трудового и военного искусства.

Татарские игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них и др. .

Некоторые татарские народные игры используются в настоящее время на уроках физической культуры в школах, во внешкольных организациях, без них не обходится не один праздник.

«Угадай и догони» (Читанме, бузме)

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Во­дящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повяз­ку и догоняет убегающего. Если во­дящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры:

· если имя названо правиль­но, игрок задевает водяще­го по плечу, давая понять, что нужно бежать;

· как только водящий пойма­ет игрока, он садится в ко­нец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

«Продаём горшки» (Чулмак уены)

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигатель­ной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Играющие разделяются на две группы: дети-горш­ки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спи­ной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и на­чинает разговор:

- «Эй, дружок, продай горшок!»
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согла­сился продать горшок его хозяин, но не более трех руб­лей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кру­гу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот зани­мает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

· бегущие не имеют права задевать других игро­ков;

· водящий может начинать бег в любом направле­нии. Если он начал бег влево, запятнанный дол­жен бежать вправо.

«Бег по следу» (Эздэн йегеру)

Играют подростки и старшие школьники, 20-30 человек.


Бег по следу

Описание. Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры (рис.). Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила.

1. Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.

2. При беге надо строго придерживаться линий дистанции.

«Серый волк» (Сары буре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем.

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем.

Вам зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры . Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

«Займи место» (Буш урын)

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры . Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

«Жмурки» (Кузбайлау уены)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»- и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры . Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

«Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры . Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

«Скок-перескок» (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

«Хлопушки» (Абакле)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Займи место» (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу!

Как гусыня, гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

«Ловишки» (Тотыш уены)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

«Перехватчики» (Куышу уены)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы имеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

«Лисички и курочки» (Тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

«Мяч по кругу» (Теенчек уены)

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, оббегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями подвижными играми.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания.

Фактически физическая культура – та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом – через сознательно окультуренную двигательную деятельность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения многообразных потребностей человека, его саморазвития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

Класс: 6

Цели и задачи:

  1. Привитие школьникам навыков здорового образа жизни;
  2. привлечения их к систематическим занятиям спортивными играми;
  3. выявления талантливых детей для пополнения контингента спортивных секций;
  4. пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам.

Инвентарь:

  1. Обручи.
  2. Скакалки.
  3. Волейбольные мячи.
  4. Деревянные дощечки.
  5. Клюшки.
  6. Теннисные мячи.
  7. Мешки.

Сроки и место проведения: Соревнования проводятся в спортивном зале МОУ СОШ №39 12 февраля Состав команды 10 человек (5 мальчиков 5 девочек).

Вводное слово: «Мы сегодня проводим необычное олимпийское путешествие. На станциях у нас будут малые «олимпийские» игры. Сделаем первые шаги в спорте, с надеждой, что кто-то из вас через несколько лет будет выступать на настоящей олимпиаде.

Чтецы:

В старину, в античном мире,
25 веков назад, города не жили в мире,
шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён,
для сражений мирных будет «полем боя» стадион.

С Древней Греции, с Эллады, взял пример и новый век,
возродил Олимпиады - современный человек.

Хорошо всех стран посланцам собираться,спорт любя,
и никто здесь иностранцем, не почувствует себя.

А для тех, кто в поле, в зале, кто в бассейне первым стал,-
олимпийские медали олимпийский пьедестал!

Сердце радостнее бьётся, если гордо взмыв в зенит,
Флаг твоей Отчизны вьётся и победно гимн звучит.

Приходи к нам, праздник яркий, хватит радости на всех!
Это ж лучшие подарки - песни, шутки, звонкий смех.

Много нового усвоив, будет вся ребячья рать
и равняться на героев, и пример с героев брать.

Время мчится, будто птица и, наверно, в добрый час
в гордой форме олимпийца, выйдет кто-нибудь из вас.

Программа соревнований «Весёлые старты»

I. Выход, построение команд.

II. Вступительное слово.

III. Представление команд, жюри.

IV. Эстафеты:

  1. «Встречная эстафета»
  2. «Игольное ушко»
  3. «Три прыжка»
  4. « Передал – садись»
  5. « Переправа»
  6. « Весёлая скакалка»
  7. « Кенгуру»
  8. « Хоккеисты»
  9. « Прыжки в мешках»

Инвентарь:

  1. Обручи.
  2. Скакалки.
  3. Волейбольные мячи.
  4. Деревянные дощечки.
  5. Клюшки.
  6. Теннисные мячи.
  7. Мешки.

V. Заключительное слово

VI. Награждение

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Эстафета «Встречная эстафета»

Участники каждой команды делятся пополам. Половины команд становятся друг против друга на расстоянии 10 метров в колонны по одному. Перед первыми номерами в колоннах проводится стартовая линия. По сигналу первые бегут по направлению к противоположным колоннам. Добежав до стартовой линии, они касаются рукой плеча направляющего, а сами становятся в конец колонны. Направляющий выполняет аналогичное задание.

Эстафета « Игольное ушко»

Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя.

Затем со следующим обручем также. И так на обратном пути.

Эстафета « Три прыжка»

Участники каждой команды выстраиваются в колонну по одному. На расстоянии 10 метров от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-й, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад, 2-й берет обруч и делает через него три прыжка, идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

Эстафета «Передал - садись»

Играющие делятся на несколько команд, по 7-8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Эстафета « Переправа »

Участники строятся во встречных колоннах по одному на расстоянии 10 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы получают по 3 деревянных дощечки, толщина и ширина которых не менее 10 см, длина - 25 см. Положив 2 дощечки (одну на линии старта, другую впереди, в шаге от первой), каждый из участников становится на дощечки обеими ногами, а третью дощечку держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с дощечек, кладет третью дощечку перед собой и переносит на неё ногу, которая была сзади. Освободившуюся дощечку он перекладывает вперед и переносит на него ногу. Так игрок передвигается до противоположной стороны. Назад возвращается, бегом держа дощечки в руках. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Эстафета « Весёлая скакалка »

Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10–12 м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из-за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.

Эстафета « Кенгуру»

Участники строятся в колонну по одному. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 10 м одна от другой. Направляющие колонн зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед прыжками и, достигнув противоположной линии берут мяч в руки и бегом возвращаются назад. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Эстафета «Хоккеисты»

Команды строятся колонну по одному. Перед направляющим каждой команды на линии старта положены клюшка и теннисный мяч. В 15 м от линии старта обозначена контрольная линия, на которой против каждой команды поставлена фишка. Между стартовой и контрольной линиями на расстоянии 3 м одна от другой расставлено четыре стойки. По сигналу направляющие игроки каждой команды берут клюшку, мяч и, обводя стойки, добегают до фишки, огибают её, после чего бегут обратно к линии старта, также с обводкой стоек. На старте они передают инвентарь очередным игрокам, а сами становятся в конец колонны. По условиям эстафеты запрещается пропускать и сбивать стойки.

Эстафета «Прыжки в мешках»

Участники строятся в колонну по одному, расстояние до контрольной стойки 10 метров. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места. Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Заключительное слово:

Готовы к бою за серебро и золото,
Душой и телом молоды,
Не боясь жары и холода,
Идут гордо русские спортсмены.
«Давай победу!» - ревут спортивные арены.
В единстве наша сила,
Услышь меня Россия!

Награждение победителей.

Татарские национальные игры

Выполнила: Чурмаева Юлия,

ученица 5 класса, МАОУ «Берез -

никовская СОШ им. М.Г.Имашева»

Березники, 2017

Программа «Мир игры» посвящен разучиванию массовых подвижных игр. Эти игры всегда музыкальные, а так же познавательные.Ведь они знакомят с играми других национальностей. Игры воспитывают дружбу между этносами.

Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Например, при раскопках древнего Новгорода обнаружено немало мячей и сама палка-бита, давшая название игре – «лапта». Это русская народная игра. Но у многих народов мира есть родственные игры. Они имеют свои правила и называются по-разному. В Англии – это «крикет», у американцев – «бейсбол», у кубинцев – «пилота», у немцев – «шлагбал».


(Игра «Лапта»)

Самыми популярными играми у русского народа являются «Пятнашки», «Горелки», «Городки», " Каша" и другие.

Татаро-башкирский народ тоже богат на игры и праздники. Игровой фольклор татарского народа разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества.

Характерными особенностями татарских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность.

Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.

Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер». Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Очты-очты»).

Татарский народ издавна отмечает традиционные праздники, которые состоит из спортивных игр. Это «Сабантуй», «Карга боткасы», «Умырзая» и.т.д. В праздниках в основном участвуют дети. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей.

Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

Татарская народная игра «Аксак т ө лке»

(«Хромая лиса»)

Один из ребят – «хромая лиса», другой – «хозяин дома» - медведь, все остальные ребята - куры. «Хозяин дома» - в кругу, рядом с которым - большой круг- «курятник». «Лиса» - за чертой, в «норе».

От своей норы лиса на одной ноге допрыгивает к «хозяину дома». Лиса и медведь заводят разговор.

Ты куда, лиса хромая,

Темной ночью ковыляешь?

Бабка ждет меня родная,

Разве ты о том не знаешь?

А зачем к ней торопиться?

Шубка сушится на печке.

А если шубка загорится?

Окуну я шубу в речку.

Вдруг умчит ее вода?

Трудно будет мне тогда.

Ну, а как, лиса хромая,

Ты без шубы проживешь?

Не тревожься, спи, хозяин,

Как проснешься, ты поймешь!

«Хозяин дома» укладывается спать, а лиса припрыгивает в курятник. Куры просыпаются и разбегаются в разные стороны, а лиса, прыгая на одной ноге, старается кого-нибудь запятнать. Кого запятнают, тот становится лисой.

Татарская народная игра « Аю-б ү ре»

(«Серый волк»)

Один из играющих - «Серый волк». Дети идут «в лес» собирать ягоды. Один из игроков спрашивает:

Вы, друзья, куда спешите?

Дети хором:

В лес дремучий мы идем.

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем.

Вам, зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит.

Дети подходят к тому месту, где прячется, серый волк и поют:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Для любимой бабушки будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собирать!

А волков, медведей вовсе не видать.

Тут серый волк поднимается, а дети бегут за черту. Кого волк запятнает, того уводит к себе.

Так он может запятнать 4-5 детей, и последний становится серым волком.

Игра «Маляр и краски» (Буяну-буяну)

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.

Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м - «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».

«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:

Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?

«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.

Правила.

1. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки.

2. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.

3. Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках.

И в нашей Березниковской школе каждый год 1 июня - в День Защиты детей - проводится праздник Сабантуй.

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

Мы в школе тоже готовимся к празднику заранее. Пишем красивое объявление о том, что будем собирать подарки. И в этот день все учащиеся, учителя, сотрудники школы приносят подарки. Сбор подарков так же сопровождается песнями, шутками и танцами.

С өрән сугу (Сбор подарков)




Праздник сопровождается танцами, песнями, стихами.


Игра - соревнование «Бег в мешках»

Эта игра одна из самых простых и в то же время забавных и эмоциональных летних игр. Традиционно в нее играют дети, но никто не мешает присоединиться и взрослым.

Понадобится: мешки (по количеству человек, 2-4)

Количество игроков: любое

Правила игры:

1. Постройте детей в колонны и выдайте им мешки.

2. По сигналу ведущего, придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, выл е з у т из мешков, передают их следующим.

3. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках.

4. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание .

Игра – соревнование «Яйцо в ложке»

Скорей, скорей возьмите ложки

И пробегитесь по дорожке.

А в ложке там яйцо,

Не уроните вы его.

Инвентарь : деревянные ложки, яйца.

Подготовка : 2-3 участника

Игра: участники становятся на линии старта. Им дают ложку с лежащим в ней яйцом. По сигналу ведущего участники бегут к финишу и обратно, следя за тем, чтобы яйцо не упало.

Победитель

Перетягивание каната

Этот конкурс не только вид спорта, но и активная, веселая конкурсная командная игра, в которой побеждают сильнейшие, а получают заряд бодрости и веселья все участники.

Понадобится: канат

Количество игроков: 8 (любое)

Правила игры: 1. Разделите участников на две равные команды по 4 человека.

2. Расположите команды по разные стороны каната. Посередине каната делается «центральная отметка».

3. По сигналу каждая команда начинает тянуть канат, старясь или чтобы отметка ближайшая к соперникам пересекла черту на земле

4. Побеждает та команда, которая перетянула канат.

Важно! Перед началом игры обязательно проверьте канат на прочность! В этой игре маленьким детям лучше не участвовать!

Игра «Разбей горшок»

В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу. Таковой является игра в "Разбей горшок", в которой с завязанными глазами небходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить ее.

Понадобится: платок, длинная палка, горшок (ведро)

Количество игроков: 1

Правила игры: с завязанными глазами надо найти горшок и ударом длинной палкой «разбить» ее.

Важно! З рителям нельзя близко стоять

На площадке проходили соревнования Н а срезание призов с закрытыми глазами

А вот здесь призы висят

Надо их вам срезать.

Угостите всех ребят,

Чтобы веселее бегать.

А так же соревнования П о поднятию гири .

Соревнование по армрестлингу

Соревнование «Бег с коромыслом»

Кто с ведерком всех быстрее

Пробежит по той аллее,

Чтоб воды не расплескать

И, конечно, не упасть.

Инвентарь : коромысло- 2 штуки, ведра 5 л. с водой - 4 шт.

Количество игроков : 2 участника

Ход соревновании -игры : участники становятся на линии старта. Им дают коромысло с ведрами, наполненные водой. По сигналу ведущего участники бегут к финишу и обратно, следя за тем, чтобы вода не пролилась.

Победитель : участник, который прибежал к финишу первым.

Все ребята получают призы, так как все с желанием участвуют во всех конкурсах.

Все мальчики класса делятся на 2 или 3 команды. На конкурс приглашаются мамы и девочки класса. Выбирается жюри из 3-5 человек. Роль ведущего выполняет учитель.

Конкурс лучше всего проводить в малом спортивном зале. Зал украшен воздушными шариками, звучат мелодии спортивных песен, отведены места для команд.


Для проведения конкурсов потребуется 2-3 волейбольных мяча, 4-6 конвертов, 2-3стакана воды, 3 столовые ложки, 3 небольшие банки, 3 набора одинаковых букв (например, для слова НОСИЛКИ), 3 чистых мешка для бега, 3 одинаковых набора мозаики.


Ведущий поздравляет всех с праздником, желает командам победы и начинает конкурсы.


Конкурс 1-й: Собрать картинку.
Каждая команда получает по конверту, в котором лежит разрезанная открытка. Задача команды - собрать разрезанную открытку. Максимальное количество баллов - 3 очка.


Конкурс 2-й: Передача мяча.
Команды выстраиваются в колонну по одному. Задача - передать мяч через голову, при этом последний, получив мяч, перебегает вперед, и так до тех пор,пока вновь первым не окажется тот, кто начинал конкурс.


Конкурс 3-й: Отгадай загадку.
Капитаны команд получают конверт, в котором по 3 загадки. Кто быстрее и правильнее отгадает, также получает 3 очка.


Загадки:
Доска на веревках не хуже лошадки, катает всех ловких на детской площадке (качели) .

Между деревьями кровать, качаясь, можно отдыхать (гамак) .

Из-под крыши крыша под дождик вышла (зонт) .

На дыбы поставил кузов и избавился от груза (самосвал) .

В колесе не белка, а цветная стрелка, кто заблудится в пути, говорит, куда идти (компас) .

Что за лента без колес, протянулась средь берез, через поле, через луг, и на север, и на юг (река) .

И сам он держится за дно, и держит судно заодно (якорь) .

Бежит при ветре споро без весел и мотора (парус) .

В белоствольном зале срезали, связали и пустили бороду по пыльному городу (метла) .


Конкурс 4-й: Ловкость рук.
Пронести ложкой воду (перелить воду из стакана в банку). Побеждает та команда, у которой больше воды будет в банке.


Конкурс 5-й: Стрелок.
Попасть в цель мячом. На стене нарисован небольшой круг. С расстояния 5-6 м бросают мягкий мяч. Каждый делает 1 бросок. Сколько попаданий, столько очков получает команда.


Конкурс 6-й: Всезнайка.
Каждая команда получает по набору одинаковых букв. Например: о, и, и, л, н, с, к. По сигналу учителя команды должны собрать слово, при этом использовать все буквы. Слово надо не выкрикивать, а собрать на полу. В нашем случае это слово НОСИЛКИ. Максимальное количество баллов - 3.


Конкурс 7-й: "Обувайка”.
Хорошо ли вы знаете свою обувь? Обе команды сидят на стульях. Свою обувь они снимают, им завязывают глаза, обувь перемешивают, и дети должны найти свою обувь с завязанными глазами и надеть ее правильно на свою ногу. Если вся команда сделает это быстро и правильно, получает 10 очков. Следующая команда получает столько очков, сколько членов команды правильно надели свою обувь.


Конкурс 8-й: Бег в мешках.
Залезть в мешок, добежать до указанного места, обежать вокруг него и вернуться в команду, быстро передать мешок следующему игроку и так до конца.


Конкурс 9-й: Собери мозаику.
Какая команда быстрее соберет рисунок на мозаике. Победитель получает 5 очков.


Жюри подсчитывает очки. Команды выстраиваются для объявления результатов.Все участники конкурса награждаются небольшими сувенирами.

Масленица – яркий славянский праздник, который народ любит весело отмечать вкусными блинами. Не обходится гулянье без танцев, конкурсов и игр. Развлекательная программа в этот день очень богатая, поэтому люди празднуют Масленицу с большим размахом. Важным атрибутом во всех конкурсах и играх выступает метла, практически каждое новое состязание сопровождается ею. Ниже представлены самые увлекательные и веселые игры и конкурсы, которые придадут гулянью небольшой азарт и интригу.

Конкурс «Хороша хозяюшка»
Для этого конкурса выбирают несколько девочек. Задача очень простая: они должны почистить одну картошку, пришить одну пуговицу и одеть куклу. Однако на выполнение всех этих дел им дается всего две минуты. Именно за такой короткий срок, девочки должны оперативно все успеть сделать. Победительницей будет та, которая сможет выполнить все три пункта или же намного больше своих соперниц.
Конкурс «Вот, блин»
Этот конкурс напрямую взаимосвязан с Масленицей, потому что в нем нужно обязательно употребить такие слова, как:
блин;
зима;
весна;
солнце;
радость.
Участие принимают несколько детей. Им необходимо сочинить небольшое по объему стихотворение в рифму, где нужно обязательно использовать все эти пять слов. В случае, если у ребенка возникли трудности, ему могут помочь родители или друзья. Однако победителем конкурса будет тот, у кого стихотворение получиться самым красивым и складным. Непременно должно учитываться, насколько помогали взрослые и друзья и помогали ли они вообще.

Конкурс «Тещины блины»
Очень увлекательный конкурс, в котором могут принять участие взрослые и дети одновременно. Выбираются несколько игроков. Перед ними ставят тарелки с одинаковым количеством блинов. Всего за одну минуту нужно съесть как можно больше этого лакомства. Победителем будет тот, у которого в тарелке не останется ни одного блина или намного меньше, чем у соперников.

Конкурс «Качели»
Конкурс «Качели» является очень веселой игрой, а состязаться в нем лучше стоит мальчикам. Для игры выбирается несколько участников. На их количество необходимо заранее подготовить корзины и теннисные мячи в равных количествах. Корзина привязывают в виде качели. Начинает играть музыка и мальчики по одному теннисному мячику пытаются попасть в сложное «гнездышко», одно попадание равняется одному баллу. Победителем станет тот, кто сумеет набрать большее количество баллов.

Конкурс «Бег в мешках»
Многими любимая игра в мешках будет очень кстати на веселом празднике. Всех участников делят на две команды, каждая из которых выбирает себе песню. По старту, первый участник в мешке начинает прыгать до определенной отметки, и таким же образом возвращаться обратно. Игру продолжает вести второй, затем третий, четвертый и другие участники команды. Во время игры нужно громко петь выбранную песню. Та команда, которая быстрее справиться с заданием и намного лучше исполнит песню, займет заслуженное призовое место.

Игра «Со стульями»
Данная игра многим хорошо известна. Для игры используется несколько стульев, а игроков берут на одного меньше. Включается музыка, и все начинают дружно бегать вокруг стульев, а как только она прекращается, игроки должны занять свои места на этих стульях. Тот, кому не осталось места сесть, выбывает из игры вместе с одним стулом. И так продолжается до самого финала, пока не определиться победитель. Для детей это очень забавно и весело, а в Масленицу это будет намного увлекательнее.
Эта же игра со стульями очень понравится и взрослым. Суть состязания не меняется, однако на стулья должны сразу сесть мужчины. Женщины, которых на одного человека больше, дружно бегают пока играет музыка, а как только она прекращается, они садятся на колени любимого человека или друга. Кульминация игры самая азартная, это когда остается один стул с мужчиной, вокруг которого бегают две женщины. В этот интригующий момент стоит посмотреть в глаза этому счастливому мужчине, который будет в большом предвкушении. Победителями выйдет та пара, в которой женщина оказалась проворнее всех соперниц.

Игра «Гуси и гусыни»
Старинная веселая игра, в которой участие принимают минимум 5 человек. Все встают в круг лицом к центру и держатся за руки. За их спинами ходит ведущий и поочередно дотрагивается рукой до спины каждого участника. Одним он говорит «гусыня», а другим «гусь». Если игроку было произнесено первое слово, то это значит, что он стоит на месте и не двигается. Однако если второе, то это значит, что он должен пробежать вокруг всех игроков и занять свое прежнее место. Суть игры заключается в том, что ведущий тоже бежит по кругу, и если он прибежит быстрее, чем второй участник, значит, свое звание он передает ему. Теперь ведущим становится он. Таким образом, продолжается игра.

Игра «Метание метлы»
Очень забавная игра для взрослых и детей. Участие принимают несколько человек. Задача игры заключается в метании метлы на дальность. Тот участник, который забросит атрибут дальше всех, и будет победителем игры «Метание метлы».

Игра «Ручеек»
Игра «Ручеек» являлась традиционной и самой любимой игрой наших прадедов и прабабушек. Смысл этого состязания многие знают. В игре принимают участие девочки и мальчики, молодые юноши и девушки. Игроки встают в два ряда и берутся за руки высоко над головой. Таким образом, получается живой коридор. Один участник, которому не досталась пара проходит под сцепленными руками и выбирает себе пару. Обычно им является тот, кто неравнодушен и очень даже симпатичен. После этого новая пара встает последней, а тот, у кого увели - первым. Поэтому же принципу продолжается вся игра. Будет очень весело и увлекательно, если участников в игре будет много, и живой коридор образуется длинным.

Игра «Сюрприз»
Еще одна веселая игра, которая называется «Сюрприз». Принимать участие в ней одно удовольствие, потому что позитива будет просто море. Само ее название говорит о чем-то неожиданном, но приятном. Для игры потребуется одна небольшая коробка и как можно больше участников. Все становятся или садятся в круг и берут в руки эту коробку. Включается музыка, и атрибут начинают оперативно передавать друг другу. На ком музыка останавливается, тот снимает с себя какую-нибудь вещь и кладет в эту коробку. Так продолжается вся дальнейшая игра. Когда все участники практически оказываются раздетыми, то немного меняются правила игры. Снова под музыку передается коробка, и на ком останавливается музыка, тот, не глядя, берет что-то с атрибута. Вещь, которая ему попалась на руки, он должен надеть на себя. Это будет приятная игра для дружной компании, которая всех сможет сильно развеселить.

Игра «Солнышко»
Одной из интересных игр в Масленицу для детей младшего возраста считается игра «Солнышко». Участники делятся на две команды, и становится в ряд. Для состязания понадобится два А3 листа, на которых будет нарисован круг. Также понадобится несколько фломастеров для каждой команды. По старту, каждый по одному из участников из двух команд быстро подбегают к листу бумаги и дорисовывают по одному лучу. То же самое проделывает второй, третий и все остальные участники. Победителями будет та команда, в которой все участники успеют дорисовать по одному лучу. Такая игра вселяет даже в самых юных игроков дух соперничества, что вызывает в них большую интригу и азарт.

Игра «Бег на метле»
Для этой игры потребуются кегли, которые следует аккуратно расставить в один ряд. Каждый участник должен сесть на метлу и как можно быстрее пробежать змейкой вокруг кеглей. Выиграет тот, кто быстрее всех справиться и меньше собьет поставленных препятствий.

Игра «Чугунок картошки»
Всех участников снова делят на две команды и выдают каждому ложку. Перед командой кладут пустые миски, а неподалеку от них чугунок с картошкой. По старту каждый участник с ложкой должен быстро набрать картошки и переложить ее в миску. Победителями станет та команда, которая больше перенесет картошки в свою миску.

Игра «Снежная крепость»
Нередко случается так, что в Масленицу выпадает много снега. Таким чудом следует воспользоваться и посостязаться, особенно если снег липкий. Собирается две команды, в каждую ставят одного капитана из взрослых. Дается немного времени для сооружения снежной крепости и зарядов. Далее начинается настоящая атака между соперниками. Игра сопровождается большой интригой и азартом. Победителями станет та команда, которая быстрее разрушит крепость противника.

Поздравления с праздником: Масленица