Биография. «Хиросима-шик»: Как японская феминистка Рей Кавакубо поставила под сомнение западные идеалы красоты и покорила мир моды Рей Кавакубо: коллекции


- Что за одежда на тебе надета?

- ЭтоComme des Garçons.

- Что? Никогда не слышал. По-моему, это черные лохмотья, которые тебе не по размеру.

Этот разговор не был подслушан, возможно, его никогда и не было.

Для человека непосвященного и несведущего в моде одежда Comme des Garçons может показаться безразмерными черными лохмотьями, безвкусицей, абсурдом или очередным неформальным веянием. На самом же деле в ней кроется глубокая философия.

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) родилась в Японии в 1942 году. Как и многим дизайнерам, ставшим впоследствии видными фигурами в мире моды, в юности ей было трудно подобрать для себя одежду в магазине, и она решила делать ее сама. И дело здесь не в том, что в универмагах не было ее размера. Антропометрические данные Рей слабо отличаются от большинства японок - субтильная, невысокого роста - она не хотела надевать то, в чем чувствовала себя некомфортно, что не отражало ее собственного ощущения мира.

Окончив в 1964 году университет, где Рей изучала фиолософию, литературу и историю искусств, она устроилась работать в рекламный отдел компании Asahi Kasei, которая выпускала новомодные синтетические ткани, а в 1967 начала подрабатывать стилистом. Зачастую она не могла найти нужной одежды для рекламных кампаний Asahi Kasei, и потому решила взяться за дело сама. Так на свет появились ее первые платья. В то время сама Кавакубо еще не обладала навыками шитья, поэтому ей приходилось буквально на пальцах объяснять портным свое видение: где край нужно оставить необработанным, где забыть о рукаве, как именно юбка должна превращаться в кокон, а жакет - в трапецию.

Это привело к созданию в 1969 году собственного бренда Рей Кавакубо с франкофонным названием Comme des Garçons ("как мальчики"). По признанию японки, это имя пришло ей на ум благодаря популярной в то время песни и "ничего особенного" она в него не вкладывала. В 1975 году в Токио появился первый бутик Comme des Garçons и тогда же - первая официальная коллекция женской одежды, за которой в 1978 последовала и мужская.

Покорив Японию, в 1980 году Рей Кавакубо переехала в Париж и уже в 1981 устроила свой первый показ в Европе. Ей удалось сотворить сенсацию. В эфемерном мире, давно канонизировавшем сексуальную женственность, цветочную романтику и мужскую брутальность, Рей Кавакубо в одночасье оказалась адептом мрачной эстетики и поборником абсурда. Журналисты, кажется, принялись соревноваться - кто сочинит увиденному лучший эпитет. "Хиросима-шик", "Пост-ядерная мода", "Удар по штампам" - эти и другие сравнения встречались повсюду, где бы ни шел разговор о японке, бросившей вызов закостенелой Европе.

В то время как другие дизайнеры по старинке драпировали моделей, Кавакубо работала с силуэтами, словно поэт, в окончаниях строк стихотворений которого нет стройности, но отчего-то они кажутся впечатляюще слаженными. "Я ненавижу симметрию" - это признание Кавакубо выглядит вовсе не робкой попыткой выйти за границы привычного, а осмысленным манифестом. Она не обрабатывала края, не заканчивала швы, отрывала рукава, переворачивала карманы, скручивала воротники, кромсала подолы... За это ее одежду часто называли "антимодой". С тех пор Рей Кавакубо стала постоянной участницей Недели моды в Париже.

Одну из самых знаковых коллекций Рей показала в 1997 году. Она получила название "горбатой" за обилие накладок, деформировавших женскую фигуру. Они были повсюду: в горбах на спине, во вспухших плечах, в ассиметричных бедрах. Это был настоящий демарш, за который к японке попытались приклеить ярлык феминистки. Однако сама Кавакубо с ним не согласна: "Подобные движения меня никогда не интересовали. Творчество - вот меч, которым я сражаюсь в битвах, в которых захочу". Впоследствии "Горбатая коллекция" легла в основу танцевальной постановки Мерса Каннингема "Scenario". В том же году Рей Кавакубо получила почетное звание Доктора лондонского Королевского художественного колледжа.

Параллельно с работой над дизайном одежды Рей занялась парфюмерией и в 1994 году запустила собственную линейку духов. Догадаетесь, какой аромат она предлагает вам "надеть" на себя, когда вы, к примеру, собираетесь на свидание или хотите заглянуть субботней ночью в клуб? Чернил, свежего асфальта, горелой резиной и лака для ногтей. Можно и все одновременно.

В 1998 году японка выпустила, пожалуй, свой самый известный аромат - Odeur 53 by Comme des Garçons, главной особенностью которого стало полное отсутствие начальных, срединных и конечных нот. Аромат был создан на основе 53-х запахов неорганических материалов, таких, как огонь, песок пустыни, каучук, кислород и т.д.

Среди засилья цветочных и древесных запахов ароматы, созданные Кавакубо, могут показаться чудачеством и полнейшим безумством, однако ей удалось облечь их в продаваемую форму, и сегодня духи марки Comme des Garçons - хит продаж.

Однако не стоит думать, что Кавакубо воспевает лишь отклонения от общепризнанных норм. Она не сторонится и гармоничных парфюмов, и нежных украшений (ювелирную коллекцию Pearl она запустила в 2006 году). Главное для японского дизайнера - новаторский подход, причем не без оглядки на стратегии продаж. Так, например, в 2004 году в Берлине открылся первый из десяти "партизанских магазинов" Guerilla. Согласно концепции, они расположены в стороне от обычных торговых кварталов и работают только один год.

В 2008 году к 40-летнему юбилею Comme des Garçons Кавакубо запустила временную линию Black, которая по задумке просуществовала 18 месяцев. Нетрудно догадаться, что в нее вошли брюки, юбки, плащи, куртки и украшения преимущественно черного цвета, которому японка всегда отдавала предпочтение. Кстати говоря, лишь в середине 1990х в ее коллекциях стали появляться яркие краски, однако дизайнер объяснила изменения тем, что "новые оттенки являются способом дополнительной экспрессии черного, демонстрации его различных граней".

К коллаборациям со знаменитой японкой стремятся многие модные дома и даже масс-маркеты вроде H&M. В 2008 году сама Рей предложила Иву Карселю, исполнительному директору Louis Vuitton, открыть совместный магазин в Токио. В течение трех месяцев в нем продавалась коллекция сумок, состоящая из шести моделей с 8 ручками разной длины. В 2009 по заказу американской компании-производителя игрушек Mattel японка создала новый наряд для куклы Барби, в 2010 разработала дизайн сумок для Paco Rabanne, причем она переработала иконическую модель 69, созданную в 1969 году из металлических пластин. В 2012 году Рей Кавакубо с большим удовольствием (по ее собственному признанию) поработала над двумя лимитированными коллекциями шелковых шарфов Comme des Carrés for Hermès.


В коллекциях Кавакубо нет воспоминаний о путешествиях или экскурсов в историю, как нет в них и оглядки на работы коллег. Ее фантазия настолько ошеломляет, что сама Рей - неиссякаемый источник вдохновения для сотен дизайнеров, художников, танцоров и музыкантов. Создание новой коллекции японка всегда начинает с чистого листа, чтобы не нарушать чистоту замысла. Где она ищет красоту? "Там, где ее никому бы не пришло в голову искать".

Сегодня Рэй Кавакубо 71 год, и она по-прежнему в моде. Да-да, именно она, ведь это тот случай, когда имя создателя еще более известно, чем его детище. Она все так же демонстрирует свои коллекции в Париже и по всему миру, не выходит на поклон после показа, редко дает интервью и считает, что дизайнер не должен быть селебрити.

Кавакубо - неутомимый новатор. Ее история - это пример того, как непонимаемый человек искусства добился признания и сумел раскрасить каноны модной реальности, а заодно обрести статус классика. В свои годы она по-прежнему очень много работает, причем сфера ее интересов с каждым годом только растет. Она пишет картины, оформляет интерьеры, преподает в Лондоне и развивает свою модную империю.















КОЛЛЕКЦИЯ Comme des Garçons ОСЕНЬ-ЗИМА 2014/15

По рекомендации Любови Михайловны - провести сравнение работ Йоджи Ямомота, с работами других дизайнеров, я начала с подборки фотографий. Начиная свой сравнительный анализ, поняла что без тщательного изучения биографии каждого из них, - не обойтись. Итак, начну с Рей Кавакубо - основательницы компании Comme des Garcons.


При знакомстве с биографией Рей, заметила, что где бы не упоминалось об этой талантливой японке, даты событий ее жизни неразрывны с работой в компании. Размещаю самую, на мой взгляд, информационно богатую статью о жизни Рей Кавакубо в компании Comme des Garcons. Особенно понравилось вступление, показывающее наглядно, как нужно знакомится с творчеством дизайнеров.

Изучая творческий путь каждого из любимых мною дизайнеров, я обычно, начинаю для себя с биографий, дат, наград, интервью. Часто приходится переводить материал на русский язык и адаптировать его. Чаще же находишь общеизвестные факты о дизайнерах, например, в каком году был дебют, когда открыл впервые собственный бутик или что послужило источником вдохновения для последней коллекции. Все это довольно интересно, так, например, я обратила внимание, что 90 процентов моих любимых дизайнеров вообще не имеют профессионального дипломированного образования, что, ясное дело, не помешало им стать лучшими в своем деле. Однако голых фактов, конечно же недостаточно, чтобы понять модных «художников», мне всегда необходимо прочитать огромное количество интервью, познакомиться с их любимыми писателями или музыкантами, любимыми фильмами и картинами. Только так, на мой взгляд можно понять, зачем дизайнер творит, какие мысли и идеи руководят им, какой смысл вкладывает он в свое творчество и какое наследие желает оставить после себя. Только таким образом можно прочувствовать талантливого человека, ощутить силу его личности и проследить в динамике как же так вышло, что он сотворил новую историю моды.

Так, В 80-е Европа была покорена японской философией и японскими модельерами Реи Кавакубо, Иссей Мияке и Йоджи Ямамото,а в 90-е они продолжили шокировать публику смещёнными пропорциями, искажённым силуэтом, сочетаниями из прямых линий и ассиметрии.
Сегодня, я расскажу, что знаю о Рей Кавакубо, создательницы марки Comme des Garcons.
Рей Кавакубо родилась в Токио, в 1942 году.
Она окончила престижный университет Кейо, где изучала восточную и западную эстетику. Затем устроилась в рекламный отдел компании Asahi Kasei, изобретавшей синтетические ткани, а с 1967 года подрабатывала стилистом.
Искусствоведческое образование и близость к текстильным технологиям видимо вступили, в сложную алхимическую реакцию, и Кавакубо стала придумывать свои первые женские платья.
В 1969г. Рей основала марку Comme des Garcons: во франкофонное название «Как мальчики» дизайнер по собственному признанию «не вкладывала ничего особенного».
Не умея шить, она буквально на пальцах объясняла портным, что хочет видеть. Обнаружилось, что хочет она вещей экстравагантных, но, определенно, пользующихся успехом.
Пока другие дизайнеры по старинке драпируют моделей, Кавакубо работает с силуэтами, словно поэт с замашками вивисектора - скручивает, кромсает, оставляя незаконченные швы, отрывая рукава и переворачивая карманы. "Я ненавижу симметрию".
Стоит услышать в этом признании не столько любовь к деконструкции, сколько манифест непривычного отношения к прекрасному: жизнь начинается там, где случается отклонение от мертвой правильности.
Кстати, именно в таком ключе, красоту понимают молодые бельгийские авангардисты, заявившие о себе в середине 80-х: Анн Демельмейстер и Мартин Марджела открыто говорят, как их тронули дефиле Кавакубо и Йоджи Ямамото.
С 1981 года Рей становится постоянной участницей Недели моды в Париже.
В результате, в 1982 году "Comme des Garcons" стал членом парижского синдиката высокой моды (Paris Syndicate of High Fashion and Ready-Made Clothes).Модели из коллекций, созданных Рей стали экспонироваться на специализированных выставках по всему миру.
В 1983 году Рей получает награду "Mainichi Newspaper Award" от газеты "Mainichi".
В 1987 году "Journal de Textile" признал Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) лучшим дизайнером.
Через 4 года, она получает титул Кавалера Ордена Искусств и Литературы.
В 1997 году Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) получает почетную степень доктора в Королевском художественном колледже в Лондоне(Royal College of Art).
С 1992 года под маркой Comme des Garcons начал выпускать свои модели молодой японский дизайнер, протеже Рей Кавакубо, Джуния Ватанабе.
Сегодня Модный дом, помимо основной коллекции, выпускает еще две особые линии Junya Watanabe Comme des Garcons и TAO Comme des Garcons, над которыми трудятся соответственно Джуниа Ватанабе и Тао Курихара, продолжающие развивать философию бренда, в собственном дизайнерском ключе.

Джуниа посвятил бренду более тридцати лет, десять из которых он работал конструктором, а семь - дизайнером линии Comme des Garcons Tricot. В середине девяностых годов он начал трудиться над собственной коллекцией, в которой, конечно же, прослеживался фирменный почерк бренда Кавакубо, но также появились определенные особенности - ярко выраженные цвета и многослойность. Джуниа часто называют технокутюрье за его манеру создавать сложные конструкции и эпатажную изобретательность. Он может продемонстрировать одежду, напоминающую бесформенные мешки из-под кофе или полинявшую пижаму, но это выглядит так стильно, что сомнений в оценках его творчества не возникает.
Тао Курихара появилась в Comme des Garcons в начале третьего тысячелетия и, поговаривают, совершила внутреннюю революцию в фирме. Именно она привнесла настроение женственности в стиль марки. До ее появления в Модном доме невозможно было представить корсет или тончайшее кружево Comme des Garcons. Теперь же в ее именной линии есть не только это, но и кукольные помпоны, вязанные крючком детали, кокетливые комплекты нижнего белья.
В этом году критике подвергся не только ее новый парфюм Odeur 53 by Comme des Garcons - главной особенностью аромата стало полное отсутствие структуры, нельзя было выделить начальную, серединную и конечную ноты, аромат был создан на основе 53-х запахов неорганических материалов таких как: песок пустыни, огонь, каучук, кислород, жженая резина.
В 1997 году, к примеру, в своей "горбатой коллекции" она ставит под вопрос самый базис - форму женского тела.
По подиуму вышагивают модели, похожие на квазимодо. Вшитые в накладки деформируют силуэты горбами, вспухшими плечами, ассиметричными бедрами. За подобные демарши Кавакубо любят величать феминисткой, от чего художница снова открещивается:подобные движения меня никогда не интересовали. Творчество - вот меч, которым я сражаюсь в битвах, в которых захочу.



Кавакубо, получившая в 1997-м почетное звание доктора лондонского Королевского художественного колледжа, близка арт-кругам, занимается графическим дизайном, оформляет интерьеры, ее работы выставляются в ведущих музеях мира. При этом она не любит давать интервью, презирает светскую хронику и полагает, что дизайнер не должен быть селебрити.




Рей Кавакубо (Rei Kawakubo),основательница Comme des Garcons, родилась в Токио в 1942 г. Она не получила специального образования дизайнера одежды, но изучала изящные искусства и литературу, поэтому ей легко удается рассказать свои идеи конструкторам и швеям. После окончания учебы Кавакубо работала в текстильной компании и пробовала свои силы в качестве стилиста. В 1969 г. она придумала свою марку, назвав ее словами из песни - Comme des Garcons (как мальчик).

В 1973 г. в Токио была основана компания Comme des Garcons Cо. Ltd. Начав работу с создания женских коллекций, в 1978 г. Кавакубо запустила мужскую линию. Двумя годами позже она перебралась в Париж и с тех пор ежегодно показывает здесь свои сезонные коллекции. В 1982 г. Comme des Garcons была принята в члены парижского Синдиката Pret-a-Porter. В это же время был открыт и первый именной бутик в Париже. После успешного "вторжения" в столицу моды, одежда Comme des Garcons часто становится объектом выставок во всем мире.

С 1992 года под маркой Comme des Garcons начал выпускать свои модели молодой японский дизайнер, протеже Рей Кавакубо, Джуния Ватанабе.

Comme des Garcons специализируется на так называемой анти-моде, строгих и подчас деконструктивных моделях, в которых иногда отсутствуют рукава или другие компоненты. Эта одежда, преимущественно черного цвета, темно-серая и белая, часто демонстрируется с ботинками-комбат.

Хотя признание Comme des Garcons во всем мире возросло с той поры, когда Кавакубо покинула Японию, экспорт занимает лишь 10всех продаж этой марки. Четверть магазинов, продающих продукцию Comme des Garcons, расположена вне Японии и в них продается лишь малая часть линий этой марки. Homme, Homme Deux, Tricot и Robe de Chambre - линии, которые создаются в основном для японского рынка. Говорят, что одежда Comme des Garcons по популярности превосходит Yamamoto и Issey Miyake, вместе взятых. Рей Кавакубо до сих пор является первым лицом и владелицей Comme des Garcons Ltd. Она диктует всю художественную и бизнес политику своей компании. После успешного завоевания рынка вне Японии, за пределами "страны восходящего солнца" стало развиваться и производство одежды Comme des Garcons - главным образом во Франции. Кавакубо в течение долгого времени противостоит попыткам лицензирования продукции Comme des Garcons. Только одна итальянская фирма Pallucco имеет право производить фурнитуру под этим именем.

Линии Comme des Garcons:

Comme des Garcons - продается в Le Form

Comme des Garcons Homme (1978)

Tricot Comme des Garcons (1981)

Robe de Chambre Comme des Garcons (1981)

Лучшие дня


Посетило:116
Женское счастье
Посетило:112
Сильный духом


В 1981 году в Париже модные критики соревновались в ядовитости отзывов о первой коллекции японского дизайнера: «Хиросима-шик!», «постъядерная мода». Они не избегали возможности сослаться на трагические события в истории Японии. Война действительно повлияла на целую плеяду японских дизайнеров. В 80-х годах они покорили Европу и США своими тревожными и мрачными коллекциями, и самой яркой звездой на небосклоне японского деконструктивизма была Рей Кавакубо.


Коллекция называлась Destroy – «Уничтожить». Под барабанный бой по подиуму маршировали модели в мешковатых черных одеяниях с разнокалиберными дырами, которые Рей охарактеризовала как «наше кружево». В тот год ей было уже сорок лет, а ее марке Comme des Garçons - десять, и в Японии она была достаточно известна. Поклонников ее творчества называли «стаей ворон» - большая часть вещей была черного цвета.


Несмотря на возмущение критиков, японская бунтарка быстро завоевала успех у публики, уставшей от элегантных силуэтов и сковывающих вечерних платьев.
Ее коллекции стирают все границы: мода и искусство, восток и запад, мужское и женское, депрессия и медитация.


Она отрицает тренды.


Сочетание несочетаемого, истлевшие кружева, потертая кожа, смятая, разорванная ткань - Рей жестоко обходится с материалом. Для создания некоторых коллекций она зарывала ткани в землю на несколько недель, чтобы они приобрели необходимую фактуру. Дорогой кашемир вываривала до состояния войлока, роскошный шелк оставляла выгорать на солнце…


Крой Кавакубо столь же радикален. Она признается, что ненавидит симметрию – жизнь начинается там, где кончается совершенство.


Свою главную задачу Кавакубо определяет очень просто: «создание вещей, которых никогда не было». Она словно взрывает привычную европейцам конструкцию одежды, добавляя лишние рукава, смещая ворот рубашки на бедра, пришивая к юбке еще одну юбку.


В начале 90-х доминирующим цветом в ее творчестве был черный – сейчас палитра Кавакубо стала гораздо более богатой.


Одна из самых значимых и скандальных ее коллекций – «Горбатая коллекция» 1997 года. На подиум вышли модели в костюмах, деформирующих их тела – огромные плечи и бедра, асимметричные формы, горбы...


В коллекцях Кавакубо нет ни намека на сексуальность.


В основе экспериментов Кавакубо – война и феминизм. В семидесятые в Японии выросло поколение, не заставшее войны, но запомнившее тревожную атмосферу послевоенного десятилетия. В эти годы в Японии сформировалось феминистское движение, не имевшее, впрочем, такого влияния, как на Западе.
Рей Кавакубо нередко говорила о том, какое давление испытывала в молодости. Выбрав творческую карьеру и образование вместо семьи, она снискала славу безнадежной эгоистки. Это ужасно раздражало ее в юные годы, и даже сейчас она называет гнев одной из движущих сил в своем творчестве.


Ее коллекции - это история о женщине, которая не обязана быть привлекательной для мужчин, обнажаться или подчеркивать фигуру. Рей поставила под сомнение западные идеалы красоты, идеалы и правила европейской моды.


Она не умеет рисовать, предпочитает объяснять свои идеи, используя жесты и макеты, работает скорее как скульптор, нежели как художник. С этого начиналась ее карьера – Рей когда-то работала в магазине тканей и увлеклась созданием драпировок на манекенах.


Ее любимый прием – забывать. Она начинает новую коллекцию с того, что забывает все виденное ранее. Она вдохновляется не модой, а случайностями – фотографией, человеком на улице, неосязаемым образом, чем-то в мусорной корзине… Самое трудное – это начало.


Ее модная марка называется Comme des Garçons - «как мальчики», что, по словам Рей, не имеет никакого смысла.


Рей контролирует все. В отличие от многих своих коллег, она не ограничивается созданием образов, а руководит бизнесом на каждом этапе. Атмосфера магазинов, расположение логотипа на странице буклета, толщина каймы на платье – все одинаково важно для Кавакубо. Все должно быть подчинено ее философии и эстетике.


Бутики Comme des Garçons часто открываются в зданиях под снос, где не нужно тратить лишние деньги на оформление, ведь обшарпанные обои и отваливающаяся штукатурка служат самыми лучшими декорациями для одежды от Рей Кавакубо.
Помимо одежды, Comme des Garçons производит аксессуары, парфюмерию, мебель.


Ткани для коллекций Кавакубо также создаются под ее неусыпным контролем. Она вкладывает деньги в разработки текстиля и в восстановление старых технологий, например, скупает станки старых, разорившихся производств, чтобы использовать их заново. Технология создания сложных фактур вещей марка Comme des Garçons является коммерческой тайной.

Рей Кавакубо всегда в поисках нового.

Так произошло и с созданием парфюма – Рей удалось вывести на рынок очень странные и шокирующие ароматы. Она говорит, что использует самые необычные сочетания, какие только может придумать – резину, лак для ногтей, пепел вулкана, морскую воду, целлюлозные волосы кукол, металл, песок, гальку, глину, газировку и искусственную кожу. В состав аромата Odeur 53 входят целых пятьдесят три безумных ингредиента! Их объединяет одно: все они – не органические, что совершенно нехарактерно для парфюмерной промышленности.
Реклама марки Comme des Garçons обходится без изображений самой одежды – здесь Рей тоже нарушает общепринятые правила.


Сегодня критики говорят, что в коллекциях каждого второго дизайнера есть что-то от Рей Кавакубо. А она... не планирует останавливаться на достигнутом.

В Нью-Йорке, Лондоне и Милане прогремели недели моды, парижская стартовала пару дней назад, а западные СМИ уже вовсю негодуют по поводу представленных коллекций. Business of Fashion пишет о том, что итальянские дизайнеры давно утратили былую хватку, Ванесса Фридман считает , что британские модельеры перестали удивлять и провоцировать, переключившись на финансовую окупаемость, а нью-йоркская неделя моды больше всего заполнилась Ralph Lauren Polo, а не представленными коллекциями. Мода застряла между потребностью удивлять и необходимостью производить новинки как можно чаще. Удивлять не получается, от бесконечной смены коллекций, кажется, устали даже самые ярые модники – интерес к моде падает. Dazed&Confused считают , что молодое поколение своими сматрфонами увлечено сильнее, чем модой. В этот кризисный для модной индустрии период полезно вспомнить последнего новатора XX века – Рей Кавакубо.

Конечно, заявление о том, что творчество Рей Кавакубо гораздо ближе к искусству, нежели к моде, было бы опрометчивым, но то, что смысл для нее приоритетнее эстетики, – факт. Оболочка не важна, имеет значение только идея. Коллекцией не надо наслаждаться, она должна заставлять задуматься. Почему у платья нет талии, зато есть «горб» на спине? Нужно ли стремиться к гармоничным пропорциям, симметрии, безупречности, так ли страшны изъяны? Необработанные края, мятая ткань, швы наружу – вопиющая небрежность или свобода от стандартов? Рей Кавакубо – это деконструктивизм, геометрия, гротеск, культ силуэта, асимметричности и парадоксов. Она не боится показаться нелепой, вызвать недоумение и даже отвращение. Образцовый портрет нонконформиста современности.


Comme des Garçons FW 1983, Comme des Garçons SS 2015

Несмотря на мировую известность и бизнес с оборотом в 220 миллионов долларов в год, Рей Кавакубо остается белой вороной мира моды. Но не такой, над которой все тихонько посмеиваются за спиной, а такой, которой все в тайне мечтают быть. Только ей удается из сезона в сезон показывать то, в чем не решится выйти в люди никто, и продолжать вызывать своим постмодернистским видением восхищение.

Однако каким бы гениальным творцом ни была Рей Кавакубо, она, в первую очередь, стратег. Решающим фактором ее успеха стал грамотный и, опять же, новаторский подход к построению бизнеса. Магазины Comme des Garçons – это мультибренд и монобренд в одном лице, который позволяет получать дивиденды от имиджа марки и разнообразия выбора одновременно. Выбор, допустим, в парижском и лондонском Comme des Garçons может различаться кардинально: приехав в новый город, никогда не знаешь, что откопаешь в магазине знакомой марки и за какую цену. Еще одной инновацией авторства Рей Кавакубо, взорвавшей общественность, стали «подпольные магазины» – никак не рекламируемые временные площадки. Информация о них передавалась только через сарафанное радио. Первый появился в заброшенной книжной лавке на окраине Берлина в 2004 году и просуществовал год. Позже аналогичные магазины обнаруживались в самых неожиданных местах и вызывали ажиотаж не меньший, чем старт продаж iPhone.


Подпольный магазин Comme des Garçons в Лос-Анджелесе

Рей Кавакубо никогда не говорит о личном во время интервью, редко выходит на поклон после показа, избегает публичности во всем. Это работает – ее уважают коллеги, журналисты и поклонники. Подобно тому, как Готье совершил в 1970-х революцию, начав первым из дизайнеров продвигать себя в СМИ, Рей Кавакубо играет на том, что скромность публичных личностей сегодня приравнивается к профессионализму и честности. Она утверждает, что прибыль для нее не в приоритете, и ей верят.

Образ гения-интроверта, естественно, транслируется через одежду, которую она для себя выбирает.

Каре

Попробуйте найти в сети фото Рей Кавакубо без каре. Едва ли найдете.


Черный

Когда журналист Interview спросил Рей Кавакубо, почему черный, она ответила: «Я всегда любила черное. Однако в последнее время черный стал столь же привычным, как и деним. Я хочу найти черный цвет завтрашнего дня».


В магазине Comme des Garçons, 1983 год

Косуха

Бунтарский дух, пронизывающий образ Рей Кавакубо, немыслим без косухи. Прием не оригинальный, но эффектный. Грубая ткань, асимметрия молний, заклепок и воротника органично вписываются в образ замкнутого хулигана.


Юбка в пол

Рей Кавакубо женщина, как известно, невысокая, но о том, что невысоким юбки ниже колена не идут, она предпочитает забыть.


Показ Comme des Garçons, 1987 год

Белая рубашка

Белое Рей Кавакубо всегда сочетает с черным. В большинстве случаев белым пятном в образе становится рубашка с классическим воротником.

Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото, Paper Magazine

Очки

Интроверт, который не носит черные очки, – неправильный интроверт.


Новаторство Рей Кавакубо не в том, что она придумала что-то новое ради комфорта, как делали большинство: Поль Пуаре или та же Шанель, например. Она осмыслила изъяны и показала, что их не надо стыдится. Рей Кавакубо первая среди всех дизайнеров выразила внутреннюю красоту через внешнюю атрибутику. Ее коллекции – это история о Чудовище из сказки «Красавица и Чудовище», где главный герой гармоничен в своем несовершенстве, не лишен самоиронии и духа бунтарства.