Что является источником финансирования трудовых пенсий. Источники финансирования пенсионного страхования

Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

1.2. Финансирование трудовых пенсий

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии. Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Пенсия: расчет и порядок оформления Минаева Любовь Николаевна

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

Компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

Компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

Предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

Работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

Работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений <...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

автора Минаева Любовь Николаевна

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением: группы инвалидности; количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; категории нетрудоспособного

Пенсионное страхование - страхование с целью формирования источников финансирования пенсий Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. -- М.: Альпина Паблишер, 2012. -- 258 с..

Пенсионный фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - ст.415.. Пенсионный фонд является самостоятельным финансовым институтом, что характеризуется в содержании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239..

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение преобладает преимуществом главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многогранный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России, выполняющих функцию сбора и аккумуляции страховых платежей, их перераспределение между территориями.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

1) обязательных взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а так иных категорий работающих граждан;

2) ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 « Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 30.01.1992. - №5. - ст.180..

Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР.

Согласно статьи 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 12.08.1998. - №153-154..

Средства Пенсионного фонда России направляются на:

1) выплату пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239. ;

2) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

3) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте полутора лет Гусова К.Н Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 30с. ;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов, С.В.Харитонова. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 54с..

Таким образом, подводя итоги раскрытия источников финансирования можно сказать, что финансовую устойчивость Пенсионного фонда России можно определить как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационной самостоятельности обеспечить развитие государственной пенсионной системы при сохранении своей платежеспособности в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов для работающих - вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - в результате смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - из-за длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.