Как обучают глухонемых детей. Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться

Десятилетний Роберт, родившийся практически глухим, свободно общается, любит математику и мечтает стать банкиром

Разговаривая, Роберт немного растягивает слова и пристально вглядывается в лицо собеседника. Мальчик родился с серьезными нарушениями слуха, но благодаря безмерному терпению и упорству родных научился говорить, пошел в обычную школу и стал одним из лучших учеников в классе.

Роберт появился на свет в апреле 1996 года, из роддома его выписали без единой патологии, - рассказывает мама мальчика Наталья Энинги. - Но у меня была навязчивая мысль, что он не слышит. Наверное, что-то чувствовала. Врачи говорили, что мальчик развивается нормально, возможно, у него временная задержка развития. А в год и два месяца сыну поставили страшный диагноз: тугоухость левого уха III степени и правого - IV. Эта болезнь граничит с глухотой. У меня был шок, я рыдала, впадала в истерику, не могла смириться с диагнозом сына.

Наталья начала интересоваться болезнью, собирать специальную литературу, искать родителей, у которых такие же дети. Кто-то из знакомых посоветовал обратиться во Львовский детский центр по проблемам Чернобыля. Каждый месяц Наталья с Робертом на неделю ездили во Львов и брали уроки у сурдопедагога Тамары Дунаевской, а затем занимались дома. Летом родители Роберта приглашали львовского специалиста домой, так что первые полноценные каникулы у мальчика были лишь после третьего класса. Зато интенсивные занятия принесли результат: Роберт почти свободно общается со сверстниками и взрослыми. Он даже смотрит телевизор, правда, понимает не все, поэтому мечтает, чтобы показывали побольше программ с субтитрами. Мальчик еще не умеет пользоваться телефоном, но врачи говорят, что этому тоже можно научиться. Иногда Наталья делает сыну замечание, что у него не очень внятное произношение. И слышит в ответ: «Тебе кажется, мама. Дети меня понимают».

«Слово «стол» сын учился произносить два месяца»

В полтора месяца мы отнесли сына к педиатру. Врач хлопнул в ладоши, и Роберт повернулся в его сторону, - вспоминает Наталья. - Но это была случайность. На другие звуки сын не реагировал. Нас направили к отоларингологу, а затем в областную детскую больницу. Многочисленные исследования показали, что сын не слышит. Врачи успокаивали: мол, диагноз ставить еще рано, возможно, это обычная задержка развития. Когда Роберту исполнилось шесть месяцев, нам показалось, что он начинает слышать. Но сын заболел ангиной, которая дала осложнение на уши и вызвала отит. А после оказалось, что наш ребенок практически глухой…

Врачи посоветовали родителям отдать сына в интернат, где его научат дактилю (язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые). Но Наталья не согласилась.

Во Львовском детском центре по проблемам Чернобыля я познакомилась с сурдопедагогом Тамарой Дунаевской, - продолжает Наталья. - Оказалось, у нее был ученик с таким диагнозом, как у Роберта. Теперь он старшеклассник обычной школы. Нам устроили встречу, мы пообщались, и я решила: мой сын тоже будет говорить.

У Роберта сначала развивали воображение и образное мышление. С помощью слуховых аппаратов мальчик слышит слова и звуки в искаженном виде. Родители и педагоги учили ребенка запоминать звуки, которые он выговаривал. Это чрезвычайно сложная и трудоемкая методика, требующая много времени и терпения. К примеру, простое слово «стол» мама учила произносить сына целых два месяца.

Мы занимались с Робертом каждый день, - говорит Наталья. - Весь дом был увешан табличками, на которых написаны слова: «стул», «стена», «диван», «люстра», «телевизор». Сын запоминал, как они пишутся, а затем мы учились их произносить. Главное - иметь терпение. Бывало, учишь слово неделю, другую - никакого результата. Вспоминаю одно из первых наших занятий, когда Роберту было полтора года. Мы выполняли простое упражнение: вырезанные кружочки надо было вставить в нарисованные. Показываю, что нужно сделать, а сын не хочет. Я не выдержала и шлепнула его по попе: «Нехороший, не хочешь заниматься!» А у него из глаз слезы градом покатились.

В Ужгороде с Робертом занималась Анна Герзанич - сурдопедагог с 20-летним стажем. Узнав, что я настроена отдавать сына в обычный садик и школу, она сказала: «За свою карьеру я не встречала детей с таким диагнозом, которые бы учились в обычной школе». Занятия с Робертом действительно продвигались очень тяжело. Были моменты, когда Анна Иосифовна говорила: «Все, Наташа, больше не могу. Ищите другого педагога». Я убеждала ее, что у нас все получится. А когда у меня опускались руки, Анна Иосифовна также поддерживала меня. В первые, самые трудные годы занятий, мне очень помогли родители и муж. В три года мы отдали Роберта в обычный ужгородский детсад Ь 17. Врачи отговаривали от этого, говорили, что рано, но я хотела, чтобы сын как можно скорее попал в детский коллектив. И не прогадала.

«В этой школе дети не дерутся, а в старой было, как на войне»

К трем годам Роберт уже начал говорить, хотя понять его речь было трудно. Мальчик реагировал на свое имя, если его произносили громко. А когда нужно было что-то попросить, он активно помогал себе жестикуляцией. Воспитатели делали все, чтобы не выделять Роберта среди других детей. Как и всем, ему давали учить небольшие стихотворения, с которыми он выступал на утренниках. Дети абсолютно нормально его воспринимали. После окончания трехлетнего декретного отпуска Наталья вышла на работу и даже продолжила обучение на заочном отделении университета. А параллельно занималась с сыном.

В детсад Роберт ходил с удовольствием, - рассказывает Наталья. - Но играть с детьми во дворе ему было труднее, он долго не мог найти с ними общий язык. Бросят сыну мяч и кричат: «Давай назад!» А он не понимает. Его толкнут, он обидится и забросит мяч куда-то далеко. Некоторые дети подбегали ко мне и, показывая на слуховой аппарат, спрашивали: «Тетя, а он глухой?» До пяти лет был очень трудный период, а затем сын начал приспосабливаться. Я даже перестала выходить на улицу, наблюдала за ним с балкона.

В шесть лет мы отдали сына в обычную школу. Он давно уже умел писать, читать, правда, произношение было еще не очень хорошим. Перед 1 сентября я повела сына к директору и учителю, все им объяснила, и они сказали: «Не волнуйтесь, все будет хорошо». Но через месяц учительница стала жаловаться, что с Робертом трудно работать, и предложила перевести его в специнтернат. Мне рассказали, что на переменах сыну не разрешают играть с другими детьми, часто кричат. Он к такому отношению не привык. Когда я спрашивала, как дела в школе, Роберт отвечал: «Нормально». Он замкнулся, переживал все в себе. А затем стал жаловаться на головную боль. На каникулах мы отвезли сына к киевским специалистам, которые выявили, что у него повышено внутричерепное давление. «Наверное, у ребенка проблемы в школе», - сказал один из врачей. После этого мы решили перевести сына в другое учебное заведение. Через неделю Роберт сказал: «Мама, ты знаешь, в этой школе так хорошо, совсем не так, как в старой. Здесь дети не дерутся, а там было, как на войне».

«Общаясь со здоровыми детьми, слабослышащий ребенок быстрее схватывает разговорную речь»

В школу любишь ходить? - спрашиваю мальчика.

Не очень, там нужно много писать, - отвечает Роберт, выдержав паузу. Перед тем как произнести слово, Роберт прокручивает его в уме. - Больше всего люблю математику.

А в свободное время чем занимаешься?

После того как сделаю домашнее задание, играю в футбол. Вечером смотрю телевизор или играю на компьютере, а перед сном читаю. Люблю приключения: «Три мушкетера», «Белый клык», «Вокруг света за восемьдесят дней»…

Кем хочешь стать после школы?

Банкиром. Чтобы зарабатывать много денег и путешествовать…

Роберт учится в четвертом классе ужгородской школы Ь 5. В прошлом году он участвовал во всеукраинском конкурсе по рисованию, где получил грамоту и ценный приз. Мальчик не посещает только уроки музыки.

Раньше у меня не было опыта работы с такими учениками, - рассказывает учительница Анна Копча. - Когда в школу пришла мама Роберта, мне очень хотелось помочь ей. Важно было установить с мальчиком психологический контакт и научить других детей воспринимать его нормально. С Робертом нужно говорить с близкого расстояния, чтобы он видел лицо собеседника, ведь мальчик читает по губам. А дети этого не понимали. Первые недели ученики на переменах играли между собой, а Роберт стоял в сторонке и не знал, к кому подойти. Чтобы занять его, я просила помыть доску. Объясняла ребятам, что у кого-то из них часто болит голова, кого-то освобождают от физкультуры, а Роберт плохо слышит. Но он такой же, как остальные. И в конце концов дети приняли его в свой коллектив. Учится Роберт очень хорошо, он один из лучших в классе. Любит математику, легко решает задачи и прекрасно рисует. При этом никаких поблажек я ему не делаю, иногда занимаюсь индивидуально, если он что-то не воспримет на уроке. Мальчик очень сообразительный, читает дополнительную литературу, энциклопедии, знает, что ему нужно учиться, чтобы достичь чего-то в жизни.

По словам киевского сурдопедагога высшей категории Елены Грущенко, большинство детей с таким диагнозом, как у Роберта, учатся в специализированных интернатах и общаются с помощью дактиля. Однако в последнее время число слабослышащих, которые посещают общеобразовательные школы, увеличивается.

Все зависит от упорства родителей, - говорит Елена Викторовна. - Если они посвятят себя ребенку и научат его говорить, то в школе он будет успешным. Такие дети с ранних лет приучены к учебе, поэтому очень трудоспособны. Они адаптируются, имеют друзей и живут нормальной жизнью.

Роберт - единственный слабослышащий мальчик в Ужгороде, который учится в обычной школе, - рассказывает заведующий сурдологическим кабинетом городской детской больницы Михаил Андришин. - Для ребенка это очень хорошо, ведь благодаря общению со здоровыми детьми он намного быстрее схватывает разговорную речь.

Когда рождается ребенок, у которого серьезные проблемы со слухом, мы предупреждаем родных, что научить говорить его будет чрезвычайно трудно. Некоторые берутся, но не выдерживают и отдают ребенка в интернат. И как только он выучит дактиль, о разговорной речи можно забыть. Роберту повезло, что с ним было кому заниматься и его родные не опускали рук.

Когда-то я пообещала себе, что научу сына говорить, он пойдет в обычную школу, и я обязательно встречусь с журналистами, чтобы об этом узнало как можно больше родителей, у чьих детей такие же проблемы, - говорит Наталья. - За эти десять лет у нас бывали очень трудные периоды, которые вызывали разочарование, уныние, отчаяние. Но важно даже в самых безнадежных ситуациях не сдаваться. Если вы верите в себя, в своего ребенка и готовы идти к своей цели, можно преодолеть любые трудности.

Выбирая школу для своего слабослышащего или глухого ребенка, родителям нужно учитывать, что при поступлении в специальное или высшее учебное учреждение Украины слабослышащему студенту стоит знать жестовый язык. Если ваш ученик имеет 3-4 степень тугоухости важно, чтобы он дополнительно владел жестовой речью, если ему трудно распознавать речь на слух. Почему? Об особенностях развития детей с недостаточным слухом говорим с руководителем воскресной школы для глухих людей «Слышать сердцем» психологом Анной Блощинской (г.Киев).

Почему вы решили стать сурдопереводчиком? Это довольно редкая профессия.

У меня бабушка и дедушка глухие, у них приобретенное снижение слуха. Моя мама знала жестовый язык с детства, и вся родня владела жестовым языком. Сейчас мама работает сурдопереводчиком на телевидении. Мне нравится помогать глухим людям, а особенно работать с неслышащими детьми. Помню, как мама учила и объясняла, на что обращать внимание и какие акценты ставить во время жестового перевода, как общаться с глухими правильно, учитывая их особенности.

Уроки рисования в воскресной школе

Часто в семье слышащих глухого ребенка стараются адаптировать в слышащем обществе: учат говорить, запрещают использование жестового языка. Действительно ли жестовый язык мешает становлению устной речи и развитию глухого ребенка?

У меня есть слабослышащая ученица Катя. Ее мама слышащая. Женщина с самого начала была негативно настроена против использования жестового языка в обучении дочери. Я часто слышала от нее: «Зачем вы обучаете ребенка жестовому языку? Он не нужен». Я ее пыталась убедить примерами. Вот мы учим слово «ложка»: показываем Кате картинку, сам предмет, пишем слово. Добавляем жест, обозначающий слово «ложка». И ребенок быстро запоминает новое слово. Или, например, изучали дни недели. У ребенка в памяти остается визуальная ассоциация с конкретным днем. Четыре года Катя занималась в воскресной школе, на 5-й год мама увидела смысл использования жестовой речи для развития дочери. Заметив результаты обучения, она поняла, что Кате нужен жестовый язык для понимания окружающего мира.

Как-то в воскресной школе мы изучали разницу между добром и злом. До 11 лет Катя воспринимала мир как добро, не понимая, что бывает еще зло. Абстрактные понятия удалось объяснить с помощью жестового языка и картинок.

Индивидуальные занятия с неслышащими детьми аутистами

Специальные и высшее учебные учреждения в Украине предполагают, что студент со сниженным слухом должен знать жестовый язык. Вся программа для слабослышащих и глухих дублируется сурдопереводчиком. Выходит, что слабослышащий студент, даже если он учился все время в массовой школе, если он не знает жестового языка, просто не сможет дальше овладеть профессией?

Есть глухие студенты, которые прекрасно считывают с губ. Я переводила лекции на жестовый язык в университете Драгоманова и видела, что студенты понимают слышащего педагога, просто наблюдая за ее артикуляцией. Считыванию с губ учат в специальных школах для слабослышащих и глухих. На занятиях нужно было изучать новую терминологию. И им переводчик жестового языка требовался для того, чтобы уточнить некоторые моменты у преподавателя.

Обучение глухих детей брейк-дансу

Какие вы можете дать советы по правильному введению слабослышащего ребенка в слышащий коллектив?

Я вчера как раз общалась с глухим мальчиком из семьи глухих. У него кохлеарный имплант. Он слышит, разговаривает, по губам хорошо читает. Но со слышащими он не дружит. Он захотел пойти в школу интернат № 9 для слабослышащих детей в Киеве, чтобы быть в своей среде. Ведь слышащие дети они очень жестоки по отношению к сверстникам-инвалидам.

Как правильно общаться с человеком со сниженным слухом?

1. Нужно спокойно разговаривать, не надо кричать (почему-то часто слышащие думают, что надо громче говорить).

2. Лучше развернуться лицом к собеседнику, не говорить сбоку или со спины.

3. Четко и медленно произносить слова, не отворачиваться.

4. Чтобы привлечь внимание, нужно дотронуться до плеча.

5. Говорить короткими предложениями.

6. Если чисто глухие, то конечно же писать на листочке или в телефоне.

Творческое рисование воскресной школе (Киев)

Если слабослышащий ребенок учился в слышащей среде, а потом стал изучать жестовый язык. Он попадает в среду глухих. Существует ли культура общения с глухими? Что можно делать, чего нельзя?

Ой, глухие сами научат. Они очень доброжелательно и чутко относятся к новеньким, очень доверчивые. Если ты знаешь жестовый язык, идешь к ним с открытым сердцем, то станешь своим. Глухого ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть. Не нужно его ломать, переубеждать, что ему нужна слышащая среда. Я наблюдаю следующую ситуацию: таких детей учат говорить, общаться среди слышащих, но произношение у них не четкое, поэтому они стесняются своего голоса. А слышащие не хотят говорить с глухими. Надо научить ребенка, прежде всего, коммуникации. Комфортно себя чувствовать в мире. Не важно, это будет мир слышащих или глухих.

Например, мой глухой дедушка был актером, он очень здорово дружил со всеми слышащими. И хотя знал, что над ним подсмеиваются, он оставался веселым и открытым, не обращая внимания на такие моменты. Ему мама дала столько безусловной любви, что он себя чувствовал комфортно. Он не комплексовал из-за того, что глухой. А это самое главное в воспитании: принимать себя полностью. Он комфортно себя чувствовал и с глухими, и со слышащими.

Посещение детского бала

А то получается, что мы заставляем глухого ребенка общаться со слышащими, которые его не принимают. Но ведь можно найти интересных глухих интеллигентных людей. Среди них много талантливых актеров, художников, дизайнеров и спортсменов. Бывают, конечно, разные люди, но не надо считать, что среди глухих только бандиты или воры. Слышащим родителям нужно научиться принимать своего ребенка без надрыва, без травмы. Не стоит мучиться, что вот мой ребенок глухой. Лучше такой настрой: да глухой, ну и что, будем учить жестовый язык, будем общаться, найдем среду ему классную.

Я общаюсь и со слышащими, и с глухими. Моя дополнительная деятельность — преподавание в Киевской духовной семинарии. Здесь будущие священники учат жестовый язык, чтобы общаться с глухими верующими. Часто беру своих семинаристов и глухих, мы ходим совместно на мероприятия, для них это практика, а для глухих общение. Я показываю, что поддерживать отношения можно и со слышащими, и с глухими. Не надо культивировать обиды на слышащее общество.

Воскресная школа "Слышать сердцем" поздравляет воспитанников

Киевской школы-интернат № 18 с Днем Святого Николая

Как слышащему родителю начать поиск среды для своего глухого ребенка? С чего можно начать, чтобы преодолеть социальную изоляцию?

Есть общество глухих – в Украине это УТОГ. В каждой области есть свои представительства, где встречаются, общаются такие люди. При них работают культурные центры, где глухой ребенок учиться раскрывать свой талант. В интернете можно искать «кружки для глухих». Есть специализированные школы и интернаты, при них бывают кружки для глухих, приходят инструкторы и проводят с ними занятия (рукоделие, спорт). Даже если в вашем населенном пункте нет представительства УТОГа, нужно искать среду слабослышащих и глухих.

Родителям нужно наблюдать за этой средой. Подружиться с глухими родителями, смотреть, кто из какой семьи, наладить контакт. Пойти вместе на какие-то мероприятия. Глухие введут потом в свою среду. Им тоже интересно такое сотрудничество. Ведь у них возникает потребность в помощи слышащих, когда нужно куда-то позвонить, что-то узнать, а они не могут этого сделать. Каждый раз дергать сурдопереводчика не все готовы. Им не к кому обратиться, поэтому глухие пойдут на такой контакт.

Хочется добавить, что любовь не требует знания языка, ее чувствуют. Поэтому девиз нашей школы: «Превыше всего любовь!», так как не важно — глухой человек или слышащий.


Оксана Гунько

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь.

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».


smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).


Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

С 19 по 23 января 2014 года мы провели в Астане семинар «Реабилитация и обучение детей с нарушенным слухом. Развитие слушания и речи у детей после кохлеарной имплантации» для сурдопедагогов и логопедов, работающих в Кабинетах психолого-педагогической коррекции гг. Астана, Алматы, Караганда, Актобе и Кокшетау.

Как научить глухого ребенка слышать и говорить? Возможно ли развитие речи при отсутствии слуха? Какие существуют методики? Что необходимо сделать для социальной адаптации глухого ребенка – все эти вопросы обсуждались на семинаре.

В качестве тренера мы пригласили директора Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации (г. Москва), Руленкову Людмилу Ивановну, которая всю сознательную жизнь успешно занимается решением проблем детей с нарушением слуха.

Также на семинаре были представлены различные подходы и методы реабилитации глухих и слабослышащих детей. Особое внимание было уделено верботональному методу, основанному не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения.

В Казахстане различными нарушениями слуха страдает около 6 % населения, а более 300 тысяч человек имеют социально-неадекватный слух, что затрудняет их общение с окружающими. В последнее время отмечается и резкое увеличение детей-инвалидов с нарушением слуха. В 2014 году их уже насчитывалось около 4000 тысяч.


Мы уверены, что глухого ребёнка необходимо научить пользоваться устной речью, чтобы он смог найти своё место в жизни. Важно внушить ему уверенность в своих силах, он должен уважать себя, знать, что может достичь многого.

Семинар был проведен в рамках проекта «Разные – Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества». Генеральный партнер проекта – АО «ФНБ «Самрук-Казына».

Дети (как и взрослые) могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Глухие – такие же, как все

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2--4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Как проводить занятия?

Развитие устной речи

Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки -- куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу . Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест … Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит … В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь , ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.

Обучение письму

Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20--30 минут в течение многих лет.

Учимся полноценному общению

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку . Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать . Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.

Воспитываем самостоятельность

Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребеноку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.

Здравствуй, большой мир!

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте . Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы , в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций . Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей . Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час!