Необходимые учебные предметы вязальщицы в легкой промышленности. Профессия вязальщица

В наше время молодежь имеет множество возможностей в профессиональной сфере. Однако, чтобы воспользоваться этими возможностями, нужны знания и навыки в конкретной профессиональной среде. Для того, чтобы стать востребованным профессионалом своего дела, необходимо выбрать наиболее привлекательную для конкретного человека сферу деятельности и периодически совершенствовать свои знания в этой области, а также применять на практике полученные теоретические знания.

В недавнее время на рынке появилось множество современных специальностей, которые вытеснили невостребованные профессии. Однако, есть такие сферы деятельности, которые в любое время актуальны и нуждаются в молодых и энергичных специалистах. Например, компании, изготавливающие трикотажные изделия, как и прежде, предлагают широкий ассортимент изделий: трикотажное белье, полотно, перчатки, чулочно-носочные изделия, а также верхний трикотаж и многое другое. Конечно, такие компании используют современное оборудование, чтобы продукция соответствовала современным требованиям. Основную массу работников трикотажных компаний составляют вязальщицы.

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции и от установленного оборудования на том или ином трикотажном предприятии определяются обязанности вязальщиц. И хотя вязальщицы на разных трикотажных предприятиях могут осуществлять различные операции, все равно и там, и там есть общие положения профессии вязальщицы.

К примеру, вязальщицы выполняют следующие функции: заправляют новой пряжей оборудование, заменяют бобины, а также шпули, иглы, устраняют обрыв нитей и надевают сорвавшиеся петли на иглу, контролируют плотность вязания и натяжения нити, снимают готовую продукцию, наблюдают за оборудованием и качеством готовой продукции. Если сравнить вязальщиц на трикотажном предприятии и вязальщиц, которые вяжут с помощью спиц и крючка, то, конечно, у первых деятельность наименее творческая, ведь такая вязальщица сосредоточена на процессе производства, а не на поиске современных моделей в журналах или творческом оформлении изделия и т. д.

Обычно на текстильном предприятии одна вязальщица одновременно работает на нескольких вязальных машинах, и количество обслуживаемых машин определяется в зависимости от оборудования и вида выпускаемых изделий. Для производства разных видов изделий используется разное оборудование, которое вязальщица подготавливает к работе, и при необходимости налаживает рабочие механизмы.

В течение рабочего дня вязальщица находится на определенном участке цеха, где близко друг к другу расположено оборудование, необходимое для работы. В процессе работы вязальщица применяет измерительные шаблоны, чтобы проверить размеры выпускаемых изделий, отвертку и плоскогубцы, чтобы заменить иглу, ножницы, кисточки и щетки, поэтому помимо знаний и навыков по работе с оборудованием, она также владеет информацией о том, как эксплуатировать вышеперечисленные инструменты.

Чтобы вязальщица справлялась со своими обязанностями на трикотажном предприятии, необходимо выяснить обладает ли желающий претендент такими качествами характера, как образная память, физическая выносливость и устойчивость к однотипной работе, развитое пространственное мышление, аккуратность в выполнении определенных действий и концентрация на процессе работы. Образование вязальщицы можно получить в высшем или средне-специальном учебном заведении.

Первое упоминание о портных встречается еще в III столетии до Нашей эры. История утверждает, что это были Греки. В средневековье хороший портной был уважаемым человеком и занимался пошивом одежд для элиты, в том числе и для королевской семьи. В XV веке сформулировалось понятие "мода" и тогда портные обрели особый статус модельеров . Так кто же такой профессиональный портной, и какими качествами он должен обладать, чтобы стать одним из лучших?

Портной - это человек, получивший образование в среднем специальном учебном заведении или окончивший курсы кройки и шитья. Но получить диплом, увы, недостаточно для того, чтобы добиться успеха. Очень важны профессиональные качества в этой специальности, без которых очень трудно чего-то достичь.

Самое основное в этой профессии - это усидчивость и внимание . Без этого в профессии портного делать нечего. При отсутствии терпения не получится дошить ни одной вещи. Рассеянность повлечет за собой массу ошибок, некоторые из которых исправить не удастся, а так же может повлечь травмы. К тому же, у портного должна быть устойчивое спокойствие . Почему? Да потому, что его внимание не должны нарушать неожиданные помехи.

Еще одно обязательное качество - аккуратность . Здесь можно не объяснять, достаточно представить, к примеру, как попало сшитый пиджак с торчащими изнутри нитками.

У портного должно быть развито цветовое восприятие и тактильные ощущения . Только так он сможет справиться с оттенками и научиться определять состав ткани прикосновением. А это - обязательно в этой специальности.

Портной должен контролировать процесс пошива постоянно, поэтому очень важна моторика и зрение . В кистях рук должна быть слаженная координация, а глаза должны видеть, чтобы размер стежка и частота строчки были правильными. Нетвердая рука приведет к появлению кривых линий, что является браком в изделиях.

К отличному зрению должен прилагаться хороший глазомер и чувство симметрии , иначе промахов не избежать.

Все вышеперечисленное обязательно для портного, но для хорошего портного просто необходимо творческое мышление . Только с ним он способен создавать что-то новое, конструировать вещи со словесного описания и достичь новых высот этой профессии и звания модельера.

Человек, обладающий такими качествами, способен шить качественную разноплановую одежду для кого угодно правильно выбирая ткани и фасоны, чем и заслуживает доверие и признание своих клиентов.

Использует механическое средство труда - вязальную машину. Проверяет качество пряжи. Проводит контрольный осмотр оборудования. Заправляет и запускает вязальную машину. Меняет иглы, шпули, бобины, вводит дополнительные нити. Регулирует натяжение и плотность вязки, ликвидирует обрывы нитей, слеты полотна. Следит за работой механизмов. Проверяет качество изделий и комплектует их. В процессе деятельности непрерывно перемещается в рабочей зоне и выполняет в быстром темпе ручные операции. Вязальщицы высокой квалификации, работающие в Домах моделей, модельных мастерских могут совместно с художником-модельером разрабатывать образцы трикотажных переплетений, изготавливать модели по эскизам. Деятельность характеризуется немногочисленными деловыми контактами (с наладчиками станков, мастером смены и др.). Работает в помещении. Особенностью работы является монотонность, сочетающаяся с необходимостью мгновенного перехода к точным исполнительским действиям, вибрация и повышенный уровень шума.

Должна знать

Сорта пряжи и их свойства; классы и устройство вязальных машин; виды (номера) игл и их влияние на качество изделий; модели и ассортимент изделий и полотен; виды дефектов и причины их возникновения. Должна уметь: регулировать работу механизмов вязальной машины; регулировать плотность и натяжение вязки; ликвидировать обрывы нитей; предупреждать и устранять дефекты в изделии.

Профессионально важные качества

  • высокая скорость моторных реакций;
  • хорошая зрительно-моторная координация;
  • умение распределять внимание и длительно его концентрировать в условиях монотонии.

Медицинские противопоказания

  • органов пищеварения (хронический гастрит, сахарный диабет);
  • почек и мочевых путей (нефрит);
  • опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, полиартрит);
  • нервной системы (опухоли центральной нервной системы, менингит);
  • органов зрения и слуха (катаракта, косоглазие).

Пути получения профессии

Колледж на базе 9 классов общеобразовательной школы.

Родственные профессии

Вышивальщица вручную, вышивальщица на вышивальных машинах и полуавтоматах, вышивальщица на машине, кружевница, мастер народного промысла (художественная роспись, миниатюра), оператор микросварки, оператор расфасовочного автомата, сборщик полупроводниковых приборов, ткач, швея-мотористка.

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Я занимаюсь вязанием на заказ. Я – Вязальщица.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Я работаю дома на диване J. Я вяжу для людей. Может кому-то покажется странным или непонятным, почему вот я этим занимаюсь, что вязанием денег особых не заработаешь.

Но в каждом деле нужен талант, в моей работе еще творческий подход, знание основ моделирования одежды, следить всегда за модой, ориентироваться, подойдет та или иная модель конкретному человеку или нет. Я встречаюсь с человеком, интересуюсь, что ему хочется: свитер, шарф или шапочку, платье и так далее. Дальше, мы выбираем более конкретную модель, определенный узор; делаются замеры у человека и оформляется заказ. Зачем людям ко мне обращаться? Во-первых, вещи все уникальные, единственные могут быть в своем роде, по принципу, точно такой же, только с перламутровыми пуговицами. Во-вторых, далеко не каждого человека стандартная фигура со стандартными параметрами. Кто-то шире в плечах, кто-то очень высокий и худощавый, не найти ему ничего под себя. Поэтому оптимальный вариант – общаться к таким, как я.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Образование не обязательно в моей работе. Пока еще никто не спрашивал у меня диплом об образовании (хотя высшее образование у меня имеется, но в другой области). Меня научила вязать мама в детстве. Она показала основы, а дальше уже дело техники, практики и стремление познавать новое. Следить за тем, какие еще методики в моей работе появились или возродились из давних времен (ведь вязание древняя штука).

4. Опишите свой рабочий день.

Мне очень повезло, что не надо ходить в офис, сидеть там фиксированный рабочий день от звонка и до звонка. То есть не приходится для этого вставать по часам, идти в любую погоду на работу. У меня свободный график, единственное условие, что вещь должна быть готова к оговоренному с заказчику сроку. Первое время это тяжело. Нужно заставлять себя работать, потому что уже приходится вязать не по настроению, а по необходимости. Вязальщица, у которой уже есть опыт работы вязания (пусть даже не на заказ, а обвязала себя и близких), примерно знает, сколько времени у нее уйдет на вязание конкретной вещи. Отсюда она планирует, какой объем работы должна выполнить за один день. И если, в течении дня необходимый объем работы не был выполнен, приходится вязать поздно вечером или даже ночью. Но зато можно вязать, сидя на мягком диване (что я и делаю), перед телевизором. А при желании, еще одновременно изучать иностранный язык, слушая магнитофон.

Не смотря на то, что я вяжу спицами или крючком, мне приходится утром уделять время просмотру своего почтового ящика, так как мои клиенты находят меня через Интернет, пишут на почту ряд вопросов, исходя из которых уже решают, хотят они со мной встречаться для начала работы или нет.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

О моем комфорте можно только мечтать. При желании, если прохладно, я могу устроиться уютно на диване, укрыв ноги пледом (кстати, собственноручно связанным и поэтому теплым, красивым).

Когда хочу, я могу выпить чай\кофе, скушать обед или просто перекусить. Мне не надо отчитываться перед начальством, так как я сама себе хозяйка. А насколько комфортно мне работать, это завит тоже целиком и полностью от меня самой.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Мне нравится больше всего то, что моя работа приносит мне удовольствие. Потому что я очень люблю вязать. И сначала это было просто мое хобби, которое позже перешло уже в мою работу, которая приносит радость людям, когда им вещь очень нравится, подходит и идеально сидит. При этом очень приятно становится на душе, когда видишь радость и маленькое счастье на их лице, как начинают светиться их глаза при этом. Перестаешь сразу думать о бессонных ночах, которые пришлось провести, заканчивая работу, чтобы вписаться в сроки.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Мне иногда не хватает общения с людьми. Ведь, работая на дому, я не нахожусь в коллективе, конечно, я общаюсь с клиентами, но это происходит не каждый день и в течении короткого периода времени.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Думаю, что каждого человека его уровень зарплаты может устроить на какой-то промежуток времени, а потом ему хочется расти и чтобы росли его доходы. Так и у меня. К сожалению, народ еще не готов платить такие деньги, которые устроили меня, но которые стоят тех трудов, ручной работы, которой я занимаюсь.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Увы, у меня коллектива нету, я работаю сама на себя и для себя.

Единственное, иногда обращаюсь к помощницам – другим вязальщицам, если у меня бывают коллективные заказы и большой объем работы, с которым я не справлюсь одна к оговоренном сроку. Эти вязальщицы уже со мной работают какое-то время и проверены.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

Для меня важно терпение, умение найти подход к каждому клиенту, потому что не каждый человек понимает, что ему та или иная вещь не будет идти.

11. Работа дает мне дополнительные возможности(тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Пока я не вижу дополнительных возможностей. Разве что брать другие направления в рукоделии. Например, освоить вязальную машинку или другие техники, например, плетение, вышивка. Все это можно будет потом сочетать в одном изделии даже.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибальной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Оцениваю, наверное на 4. В идеале, хотелось бы себе иметь фабрику с большим количеством вязальщиц ручной вязки и машинной.

Возможно что-то переделать. Например, если человек дворник (хотя дворники, скорее всего, не будут здесь писать, но просто первая профессия, что пришла в голову), то как и что ему писать по поводу коллектива. То есть, может вопрос как-то этот переделать.

Общешкольное мероприятие «Сказочная страна «Вязания»

(представление профессии вязальщица)

Цель: подготовка детей к осознанному выбору профессии, воспитание активной жизненной позиции путем реализации творческих способностей.

Задачи:

Ознакомить с профессией вязальщица, требованиями к данной профессии;
- Развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся;
- Воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждая любовь уча­щихся к традициям устного народного творчества.

Оборудование: кассеты с музыкальным сопровождением, презентация, выставка вязаных изделий.

Подготовительная работа: создание презентаций «История вязания», создание видеоролика «Спицы-волшебницы», видеоролика «О выпускницах нашей школы», подготовка обучающихся к защите своих вязаных изделий.

Ход мероприятия:

Ученица: Профессии на свете много!

Кем стать? Врачом? Педагогом?

Подняться на крыльях к звездам?

Увы! Не всем суждено!

Ученица: Профессии на свете много

Какую выбрать дорогу?

Чтоб сердце делу отдать

Жить, творить, созидать

Ученица: А все начинается в школе

За партой, у классной доски, и над контурной картой.

С нелегкой задачки, с домашних заданий.

К вершинам труда и отважных дерзаний.

Ученица: Сегодня мы школьницы

Завтра – вязальщицы

Швеи закройщицы и вышивальщицы

Самые женские эти профессии

Творить красоту и приятно и весело!

1-й ведущий. Сегодня мы приглашаем вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а с помощью спиц и разноцветных ниток.

2-й ведущий. Наша сказка вязальная. Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми. Только донесли ее до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастериц.

Просмотр презентации «История вязания»

1-й ведущий. Кто же придумал вязание? Это было очень давно.

Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками вязаный детский носок. Причём большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлёпанцев. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

2-й ведущий. Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

1-й ведущий. Эти пастухи заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

2-й ведущий. Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.

Видеоролик « Спицы -волшебницы »

1-й ведущий. Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняют мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

Ученица: Посмотрите, посмотрите –

Вяжет бабушка мне свитер.

А у бабушкиных ног,

Как живой лежит клубок.

Серый, круглые бока

У пушистого клубка.

И бежит он к двери прытко,

Словно в сказке колобок.

Убежал бы, только нитка

Не пускает за порог.

Ученица: За петелькою - петелька.
Прозрачный клекот спиц.
Свивается изделие
Под взмах железных птиц.

Ученица: Сплетутся петли в кружево
И в теплые носки,
И в кофточки, и в варежки
Для всей моей семьи.

Ученица: Свивается изделие,
Клубком кота маня.
Под нежное скрипение
Проходит жизнь моя.

2-й ведущий: Теперь вашему вниманию представляется выставка изделий связанных на уроке вязания «Вяжут девочки крючком, вяжут и на спицах…»

Ребята, расскажите о своих работах.

Учени ца : Вяжем мы в родной нам школе
Вещи нужные везде:
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.

Учени ца : И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья,
Прославляя родной край,
Русское раздолье.

Учени ца : Есть «лужайка» у меня,
Вот моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.

Ученица: Пусть наше рукоделие,
Приносит всем радость.
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.

Ученица: Постараемся еще
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.

Девушки презентуют свои изделия.

1-й ведущий: Русский народ любит яркие красивые вещи. Вы уже знае­те, что цвета имеют свою символику: красный - цвет радости, жизни, любви; желтый - посвящается солнцу, звездам, луне; зеленый - символизирует весну; коричневый - плодородие земли.
Наши бабушки и прабабушки вязали и пели одновременно. Давай­те и мы, работая, споем.

Группа девочек берут прялки и исполняют народную песню.

Пряха
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита Русская коса.
Русая головка,
Думы без конца,
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

1-й ведущий: Ни что не помогает так отдохнуть, как русская народная частушка.

Выходят частушечницы, исполняют частушки.

Частушки

Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.

Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.

Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.

Вся скрутилась, замоталась,
бесполезным став комком.
Я разматывать пыталась,
только плюнула потом.

Нитки жаль, конечно, очень,
и вину чтоб искупить,
мы решила кучку строчек
бедным ниткам посвятить.

1-й ведущий: Начинаем игры «посиделочные» (под музыку ученицы проводят игры).

«Кто ловчее»

По кругу расставляют стулья. На каждый стул кладут по клубку, количество играющих на одного человека больше, чем количество стульев с клубками, и, как только прекращается музыка, все хватают клубки, а кто не успел, выходит из игры и т. д. Победителю приз.

«Кто быстрее»

На стулья садятся желающие поиграть. Перед ними располагают корзинки с одинаковыми по размеру клубочками ниток. Одновремен­но под музыку каждый играющий начинает перематывать нитки во вновь образованный клубочек. Кто быстрее перемотает, тот победи­тель (приз-баранка, леденец, бублики т. д.).

2-й ведущий: Поиграли, а теперь предлагаем посмотреть шуточную сказку “Клубок”.

Сказка «Клубок».

Ведущий. Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.

Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.

Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.

Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.

Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт:

Я клубок , клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл…

Ведущий. А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.

Заяц. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!

Клубок . Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!

(Поёт.) …………………………….

А от тебя, косой, подавно уйду.

Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.

Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.

Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.

(Поёт.) …………………………….

А от тебя, серый, подавно уйду.

Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!

Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.

(Поёт.) ……………………………..

А от тебя, косолапый, подавно уйду!

Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.

Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.

(Поёт.) ………………………………

А от тебя, рыжая, подавно уйду.

Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку ещё раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачёвой…

Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его – цап и в нору унесла. А что дальше было – никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудрёное. Науки требует. С первого раза может и не получится.

1-й ведущий: А в нашей школе не перевелись вязальщицы и по-прежнему творят чудеса. А на смену им подрастают новые вязальщицы.

Ученица: Мы на уроках вязания вяжем на спицах и крючком различные изделия. Принимаем участие в выставках народного творчества. Это помогает нам овладевать основами профессиональной деятельности.

2-й ведущий: Многие выпускницы после окончания школы поступают

в «Строительно – промышленный техникум» г.Йошкар - Олы и получают профессию «вязальщица трикотажных изделий».

Просмотр видеоролика «О выпускницах нашей школы»

1-й ведущий: Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла участникам конкурса и зрителям узнать много нового и интересного из мира профессий «Вязальщица». Благодарим за внимание!