Язык без жестов: как научиться красиво говорить. Как научиться красиво говорить? Умение общаться

Чтобы быть уверенным в своей правоте и нести свет знаний и культуры в массы, начать придется с себя – подчистить «огрехи» собственной речи. Наша редакция решила прежде всего взяться за ударения, и у нас получился своеобразный рейтинг из 30 слов, с которыми чаще всего возникают «ударные» затруднения. Вот он в алфавитном порядке и с подсказкой правильного ударения:

баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны )

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи )

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (оба варианта равноправны )

тирамисУ

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать

Что написано пером…

Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

#графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение »), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина - орфоэпия (от греческого orthos - правильный и epos - речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков , проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире : государственных деятелей , лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, - весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:

¦ усвоить основные правила русского литературного произношения;

¦ научиться слушать свою речь и речь окружающих;

¦ слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

¦ осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

¦ исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного , рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

§ 235. Произношение гласных звуков

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции . Существуют два типа редукции - количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей - во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у] не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.

1. Гласные в 1-м предударном слоге:

а) после твердых согласных на месте о и а [а] : в[а]да?, н[а]га?, М[а]сква?, с[а]ды?, з[а]бо?р ; после твердых шипящих ж и ш на месте а и о также произносится ослабленный звук [а] : ж[а]ра?, ж[а]нглёр, ш[а]ги?, ш[а]фёр .

Примечание 1 . После твердых шипящих ж , ш и после ц перед мягкими согласными произносится звук типа [ы] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ] : ж[ы э ]ле?ть, к сож[ы э ]ле?нию, ж[ы э ]ке?т , в формах множественного числа слова лошадь : лош[ы э ]де?й, лош[ы э ]дя?м и т. д… в формах косвенных падежей числительных на - дцать: двадц[ы э ]ти? , тридц[ы э ]ти? и т. д.; в редких случаях звук э ] произносится на месте а в положении перед твердыми согласными: рж[ы э ]но?й. ж[ы э ]сми?н .

Примечание 2. Безударное [о] произносится в союзах но и что , а также допускается в некоторых иноязычных словах, например: б[о]а?, б[о]мо?нд. рок[о]ко?. Ж[о]ре?c .

Примечание 3. Сохранение о в безударных слогах является чертой областного произношения, поэтому произношение М[о]сква?, п[о]ку?пка, п[о]е?дем, в[о]зи?тъ. в[о]кза?л не соответствует норме ;

б) после твердых шипящих ж, ш и ц на месте е произносится редуцированный звук типа [ы] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ]: ж[ы э ]на?, ш[ы э ]пта?ть, ц[ы э ]лу?й ;

в) после мягких согласных на месте букв я и е , а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э] , обозначаемый условно э ] : м[и э ]сно?й, Р[и э ]за?нь, м[и э ]сти?, ч[и э ]сы?, щ[и э ]ди?ть , а также в формах множественного числа слова площадь: площ[и э ]де?й, площ[и э ]дя?м и т. д.;

г) на месте я и е в начале слова произносится звук [и] с призвуком [э] , обозначаемый э ] в сочетании с предшествующим [й]: [йи э ]зда?, [йи э ]нта?рь, [йи э ]йцо?.

Примечание. Сохранение [а] в безударном слоге после мягких согласных является чертой областного произношения, поэтому произношение [в’а]за?ть, би?на, ч[а]сы?, [йа]йцо?, [йа]ви?ться не соответствует норме.

2. Гласные в других безударных слогах:

а) в абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [a]: [а]рбу?з: [а]кно?, [а]втомоби?ль, [а]тклоне?ние;

б) после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а и о произносится редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ы] [ъ]: г[ъ]лова?, к[ъ]ранда?ш, я?бл[ъ]к[ъ] ;

в) после мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между [и] и [э] , краткий по длительности, обозначаемый условно [ь]: [п’ь]тачо?к, [л’ь]сору?б, вы?[н’ь]су, ч[ь]лове?к .

3. Гласный и в начале корня после приставки или предлога, оканчивающихся на твердые согласные, произносится как [ы] : из института - и[зы]нститута , с Игорем - [сы]горем ; сохранение в этой позиции [и] и смягчение согласного перед ним является областной чертой произношения и не соответствует норме .

4. Ударные гласные звуки на месте е и ё . В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё , т. к. для их обозначения употребляется только буква е (кроме учебной литературы для младших школьников и иностранных учащихся). Такое положение приводит к искажению не только графического, но и фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:

а) с буквой е , на месте которой звучит [э] : афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец ), леска, небытие, недоуменный, неоцененный, опека, оседлый (оседлость), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;

б) с буквой ё , на месте которой, звучит [о] : безнадёжный, вёдер, гравёр, жёлчь (допустимо желчь ), жёлчный (допустимо желчный ), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза ), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), щёлка и др.

(/) непрерывная косая линия указывают на обязательные паузы , (¦ )прерывистая косая линия - на возможные, факультативные паузы;

- нисходящая интонация (понижение тона);

- восходящая интонация (повышение тона);

(") - логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах).

Диктор Центрального Телевидения СССР Валентина Леонтьева

Звук - И

Ударный звук [и] произнос и тся на месте и в начале слова после паузы, и в с ер едине слова после мягких согласных: иволга - [и]волга, ис ти на- [и]стина, Иматра- [и]матра, линия- "и]ния, пески - пес[к"и], старинный - ста[р"и]нный, Вильнюс - [в" и] льнюс, Лима - [л"и]ма, Сириус- [с" и]риус.

В начале мес т оимений их, им, ими, по нормам орфоэпии, произноситс я гласный [и], а не сочетание [йи]: [йих], [йим], [йим"и] - как это был о принято в старомосковском произношении.

После согласных [ш], [ж], [ ц] на месте гласной и произносится [ы]: ш ин а - [шы] на, ширь - [шы]рь, шить- [шы]ть, Шипка - [шы]пка, Ши ллер - [шы]ллер, Граши - гра[шы]; жить - [ж ы] ть, жидкий - [жы]дкий, ножи - но[жы], Жиздра - [жи]з др а, Житковичи - [жы]тковичи, Жижка - [ жы ]жка; цинк - [цы]нк, цифра - [цы]фра, Цильма- [цы]льма, Ци ру лис- [цы]рулис.

На месте гласной и в нач ал е слова произносится [ы], если между ним и пред ш ествующим словом, который оканчивается на твёрдый сог ла сный, нет никакой паузы: с изве ст ью - [с-ы]звестью, над изгородью - на[д-ы]згородью, в Инсбр уке - [в-ы]нсбруке, над Ильмень-озером - на[ д-ы] льмень-озером, к Ирвингу - [к-ы]рвингу.

В случаях, когда между с ло вами есть хоть небольшая пауза, на месте г ла сной и произносится [и]: с идефикс - с [и]дефикс, к иди ос инкразии - к[и]диосинкразии, в Икше - в [и ше, над Иматрой - над [и]матрой, с Ибсеном - с [и]бсеном. На те левидении и радио такая пауза иногда и спо льзуется дикторами перед произношением имён нарицат ел ьных, которые употребляются не ча с то. Также, паузу используют перед именами собственными, ч ащ е всего иноязычными, чтобы точно перед ат ь звуковой облик.

Звук - Ы

[ы] звучит на месте ы : вы иг рать-в[ы]играть, мыс - м[ы]с, скворцы - скворц[ы], на пыщ енный - нап[ы]щенный, Ылыч - [ы]лыч, Быстрица - б[ы]ст ри ца, Вычегда - в[ы]чегда, Надым - над[ы]м, Сы з рань - с[ы]зрань, Исаклы - исакл[ы].

Звук - У

Гласный [у] под ударе н ием произносится на месте у и ю : улица - [у]лица, утро - [ у] тро, лагуна - лаг[у]на, научный - на[у]чный, п олу чим - пол[у]чим, Углич - [у]глич, Калуга - кал[у]га, На ур у - на[у]ру; юнга - [йу]нга, юрта - [йу]рта, дюна - [д"у]на, люди - [ л "у]ди, поют - по[йу]т, Юдино - [йу]дино, Д ю рер - [д"у]рер, Лютер - [л"у]тер.

Орфоэпия. Произношение сочетаний предударных гласных

На месте соче тан ий аа , ао , оа , оо в предударных слогах произносится [аа]:

аа : за адвоката - [за-а]двоката, на алебастре - [на-а ]ле бастре, Чаадаев - [чаа]даев, Заалайский хребет- [заа]лайский хребет, Саар бр юккен - [саа]рбрюккен, Шаартуз- [шаа]ртуз, за Ан дреем - [за-а]ндреем, на Алтае - [на-а]лтае.

Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов

ао : баобаб - [баа]баб, гаолян- [гаа]лян, заодно - [заа]дно, наобещать- [наа]бещать, на океане - [на-а]кеане, Заозерный - [заа]зёрный, на Окинаве- [на-а]кинаве, за Онегой- [за -а ]негой.
В некоторых редких им е нах собственных сохраняется буквенное произноше ни е такого сочетания гласных: остров Аогасима - [ао]га си ма, город Аомынь - [ао]мынь, город Баотоу - [ ба о]тоу, река Таохэ - [тао]хэ;

оа : коагулятор- [каа
]гу лятор, по академии - [па-а]кадемии, до арби тр ажа - [да-а]рбитража, про Азов - [пра-а]зов, про Антар к тиду - [пра-а]нтарктиду, по Алатау- [па-а]латау.
нн ых сохраняется произнош. сочетания гласных [оа]: го ро д Оахака- [оа]хака, город Моаскар - [моа]скар;

оо : вообразить - [
ваа ]бразить, пообедать - [паа]бедать, соотнести - [ са а]тнести, про односельчан - [пра-а]дносельчан, по Оке ани и - [па-а]кеании, про Олёкму - [пра-а]лёкму, п ро Остраву - [пра-а]страву.
Исключением быв ае т случай, когда перед словом, начинающимся с гласной а или о , ст о ят союзы то , но : "я её окликнул, но она не слы ха ла"; "если вы не хотите, то она не по йд ёт туда". В союзах произносится звук [о].
В малоупотребите ль ных именах собственных возможно про и знош. на месте оо гласных [оо], например, в названии Моонзундские острова - [моо]нзундские острова, остров Моореа - остров [моо]реа.

На месте еа и ео в предуда рны х слогах, по нормам орфоэпии, произносится [ьа]:

еа : неандерталец - [н" ьа] ндерталец, неаккуратно - [н"ьа]ккуратно, неапп ет итный - [н"ьа]ппетитный, реабилитировать - [р"ьа]билити ро вать, реагировать - [р"ьи]гировать, Беатриче - [б"ьа]триче;
ео : география - [г"ьа]графия, л е опард- [л"ьа]пард, Леонардо - [л"ьа]нардо, нео ло гизм - [н"ьа]логизм, Неонила - [н"ьа]нила, реостат - [р"ьа]стат, Рео мю р - [р"ьа]мюр, теодолит - [т"ьа]долит, Феодосия - [ф"ьа]досия.

На месте еи в предудар
ны х слогах произносится сочетание [ьи], очень близкое к с оч етанию [ии]: неизвестно - [н"ьи]звестно, неизгладимый - [н"ьи гладимый, неинтересный - [н"ьи]нтересный, неиссякаемый- [н"ьи]ссякаемый.

На месте гласных ее в предуда рн ых слогах произносится [ьйь], также близкое к [ии]: нее ди нодушно- [н"ьйь] динодушно, неестественно - [н"ьйь] стё ств енно.

На месте сочетаний гласных аи и ои в пред уд арных слогах произносится [ъи]:

аи : гаитянин - [гъи]тянин, каинит - [къ и] нит, наибольший - [нъи]больший, Заилийск ий Алатау - [зъи]лийский алатау;
ои : во избежание - [въ-и]збежа н ие, доиграть - [дъи]грать, поименно - [пъи] м енно.
В иностранных именах соб ст венных возможно произнош. сочетаний без редукции пе рв ого гласного: Каинда- [каи]нда, Таиланд - [таи]л а нд, Паизиелло - [паи]зиелло, Коирала - [кои]рала.

На месте гласных ау и оу в предуда
р ных слогах произносится [ъу]:

ау : гауптвахта - [гъу]птвахта, к ау чуконос - [къу]чуконос, Заунгузское плато - [зъу]нгуз ск ое плато, на Уэлене - [нъ-у]элене;
оу : соученик - [съу]ч ени к, поудить - [пъу]дить, поутру - [пъу]тру, Коунрадский рай он - [къу]нрадский район, по Уганде - [пъ-у]ганде, про Уленш п игеля - [пръ-у]леншпигеля.

Произношение звуков ау и оу встр
еч ается в малоизвестных заимствованных им е нах собственных: Баунагар - [бау]нагар, Ваупес- [в ау ]пес, Гауришанкар - [гау]ришанкар, Даубихе - [дау]бихе, Д оу лет-Яр - [доу]лет-яр, Лоуривал - [лоу]ривал, "Роушан ф екр" - [роу]шанфекр, "Тоуфик" - [тоу]фик.

На месте уа и уо в предудар ны х слогах, по правилам русской орфоэпии, произносится [уа]:
уа : вуалировать - [вуа]лировать, дуализм - [дуа]лизм, куафер - [ку
а] фер, пуансон - [пуа]нсон, уанстеп - [уа]нстеп, у артистов - [у-а]ртис то в, Буало - [буа]ло, Вуадиль - [вуа]диль, Гуантанамо - [гуа]нтанамо, Пуатье - [пуа]тъе, Туапсе - [туа]псе, Хуанхэ - [хуа]нхэ.

уо : дуоденальный - [дуа]денальный, у огня - [у- а] гня, у обелиска - [у-а]белиска, Муостах - [муа]стах, у Овидия - [у-а]видия. Иногда на месте уо возможно про изн ошение [уо]: луораветланы - [луо]раветланы, "Куотидиано" - [куо]тидиано.

Также читайте - нормы

О том, что такое орфоэпия, можно узнать из словарей и справочников литературного языка. Все языки мира имеют определенные лексические нормы, являющиеся образцом правильного употребления слов.

Наука орфоэпия

Орфоэпия изучает законы и правила произношения слов. Она очень похожа на орфографию, которая рассматривает законы правильного написания слов. Термин «орфоэпия» включает в себя два греческих слова: orthos - "верно", "правильно", "прямо" (направление) и epos - "речь", "разговор". Поэтому на вопрос о том, что такое орфоэпия, можно дать ответ, прямо переведенный с греческого языка: правильное произношение.

Правила орфоэпии

Различные отклонения от норм употребления и произношения мешают общению, отвлекают слушателя от смысла произносимой речи и значительно затрудняют усваивание произносимого текста. Соблюдения норм произношения слов также важно, как и придерживание норм правописания. Правильность произношения той или иной лексической единицы расскажет орфоэпия. Правила этой науки позволяют определить, как нужно произносить то или иное слово, и область его лексического применения. Ведь в мире, где устная речь является средством широкого общения, она должна быть безукоризненной, с точки зрения правил орфоэпии.

История русской орфоэпии

Русская орфоэпия сложилась уже в середине 17 века. Тогда были утверждены правила произношения тех или иных слов, закладывались нормы построения фраз и предложений. Центром нового литературного языка стала Москва. На основе северорусских говоров и южных диалектов было сформировано московское произношение, которое взято за основу лексической нормы. Наука о том, как правильно произносить то или иное слово, шла из Москвы до отдаленных глубинок России.

В начале 18 века центром политической и культурной жизни страны стала новая столица России - город Санкт-Петербург. Постепенно нормы произношения поменялись, среди интеллигенции стало правилом четкое, побуквенное произношение слов. Но среди широких слоев населения нормой продолжало считаться московское произношение.

Орфоэпия изучает такие нормы произношения русского языка, как ударение, норма произношения отдельных звуков и сочетаний, мелодичность и интонацию разговорной речи.

Ударение

О том, что такое орфоэпия, можно рассмотреть на правилах постановки ударения в русских словах. Вопрос не так прост, как может показаться. Во французской речи в подавляющем большинстве случаев ударение ставится на последний слог. В русском языке ударение подвижное, может падать на произвольный слог, менять свое месторасположение в зависимости от рода и падежа данного слова. Например, гОрод, но городА, пОезд, но поездА, прИмут, но принялА.

Иногда неправильное произношение настолько въелось в разговорную речь, что требуется немало усилий, чтобы искоренить ошибку. Например, повсеместно мы слышим звОнит вместо звонИт, дОговор, вместо правильного договОр. Орфоэпия слова настаивает на: каталОг, некролОг, квартАл вместо устоявшихся неверных версий этих слов.


Иногда исправить ударение помогает неожиданность. Например, в середине 50-х 20 века было широко распространено употребление слова «мОлодежь» вместо правильного «молодЕжь». Исправить ошибку помогла широко популярная песня «Гимн демократической молодежи». Песня была создана композитором Новиковым на стихи поэта Ошанина. В припеве гимна были слова: «Эту песню запевает молодЁжь». Распространенное «мОлодежь» не укладывалось ни в ритм, ни в текст этого музыкального произведения, поэтому неправильное произношение популярного слова было вытеснено верным.

Транскрипция

Произносимое слово можно записать при помощи транскрипции. Так называется запись слышимых слов и звуков языка. В транскрипции наряду с обычными литерами используются и специальные, например, литера [æ] обозначает открытый ударный гласный, нечто среднее между «а» и «э». Этот звук в русской речи не употребляется, но часто встречается при изучении языков германской ветви.

В настоящее время поставить правильное ударение в слове помогут специальные словари.


Произношение отдельных звуков

Объяснить, что такое орфоэпия, можно на примере произношения гласных в словах русского языка. Например, нормой в русском языке является редукция - ослабление артикуляции гласных в некоторых словах. Например, в слове «коробОк» четко слышится лишь третий звук «о», а первый произносятся приглушенно. В итоге получается звук, напоминающий одновременно и [о], и [а].

Если безударное [o] стоит в начале слова, оно всегда произносится как [а]. Например, в словах «огонь», «окно», «очки» четко в первом случае поизносится [а]. Ударное [о] не меняет своего значения: слова «облако», «остров», «очень» произносятся с выраженным [о] в начале.


Звучание некоторых согласных звуков

В существующих правилах орфоэпии сказано, что звонкие согласные в конце произносимых слов звучат как парные им глухие. Например, слово «дуб» произносится, как [дуп], «глаз» - [глас], «зуб» - [зуп] и так далее.

Словосочетания согласных «зж» и «жж» произносятся как двойное мягкое [жжь], например, пишем приезжаю, произносим [приежжьяю], дребезжание - [дребежжьание] и так далее.

Точное произношение того или иного слова можно узнать из специальных орфоэпических словарей.


Например, достаточно серьезную работу по орфоэпии представил Аванесов. Интересны глубоко проработанные издания языковедов Резниченко, Абрамова и других. Орфоэпические словари можно легко найти в Интернете или в специальных отделах библиотек.

Каждый хотя бы несколько раз в жизни сомневался, как правильно произнести слово, куда поставить ударение, ведь русский язык - один из самых сложных языков.
Сложности возникают по нескольким причинам.

В русском языке нет общего правила сохранения ударения, оно может стоять в любой части слова, в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог.

Ударение играет смыслоразличительную роль. В зависимости от ударения меняется значение слова, это можно наблюдать в словах-омонимах, а точнее, в омографах (словах, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат): па рить и пари ть, а тлас и атла с, кре дит и креди т.

В нашем языке очень много иностранных слов, заимствованных из других языков. Это, с одной стороны, обогащает язык, а, с другой, рождает трудности произношения и написания. Особенно часто сложности возникают с буквой «е»: пишется «е», а произносится «э» (партер, секс, тире).

Существует множество территориальных разновидностей русского языка - диалектов, - которые тоже влияют на произношение. Так, в Санкт-Петербурге и в Москве по-разному назовут мясо, приготовленное на вертеле: шаверма и шаурма.

Огромное влияние на носителей русского языка оказывает общение со славянскими «братьями». Даже дикторы телевидения стали произносить многие слова на украинский манер, тем самым допуская речевые ошибки. Чаще всего я слышу такие ошибки в ударениях глаголов: на чала вместо начала , по няла вместо поняла и т. д.

Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь - это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский - родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?

Давайте говорить правильно!

Этой статьей я открываю серию текстов, посвященных правильному произношению.

Для начала вот такой набор слов, вызывающих сложности в ударении .

Одна из самых распространенных ошибок - ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (об этом я написала уже выше, но повторю):

Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА, понялА, взялА, бралА и т. д. Но в мужском роде : нАчал, пОнял, сОздал.

Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИть, звонИт, звонЯт.

Можно купить срЕдства и пользоваться срЕдствами, но не средствАми.

Ребенка в детстве надо баловАть.

В Украине говорят на украИнском языке. Кстати, как правильно «в Украине» или «на Украине» вопрос остается открытым, общего мнения нет.

Инструкция

Ищите любые возможности для тренировки вашей речи. Для этого можно обратиться к вашей профессиональной деятельности: студенты могут вступить в научное сообщество и выступать на публике с исследовательскими работами. А если вы работаете в офисе, то всегда можно попросить начальство поручить вам подготовку доклада или отчета, с которым вы также выступите перед коллегами.

Тренируйте спонтанность. Говорить без подготовки вначале кажется очень сложным, но в дальнейшем это поможет вам улучшить свою речь и сделать ее свободной. Для этого чаще знакомьтесь и общайтесь с новыми людьми. Учитесь быстро подбирать тему для разговора в зависимости от ситуации, а также быстро реагировать на реплики собеседника.

Подучите грамматические и синтаксические нормы русского языка, если у вас проблемы с правильным или отдельных фраз. Если же вы испытываете трудности с поиском нужных слов, то можно почитать различные словари и лексические сборники. Обязательно обратите внимание на ударение в словах.

Читайте больше книг. При этом лучше делать это вслух. Помимо того что это значительно улучшит ваш словарный запас, вы научитесь делать акцент на нужных словах при разговоре с другими людьми, говорить и выражаться яснее.

Применяйте стандартные упражнения для тренировки речи, которыми пользуются дикторы, политики и другие люди, которым важно научиться и свободно. Быстро и вслух произносите различные скороговорки (можно усложнить упражнение, положив небольшой предмет в рот или произнося скороговорки на бегу). Говорите, глядя на свое отражение в зеркале, представляя, что разговариваете с другим человеком или публикой. Читайте доклады и произносите речь перед вашими друзьями или родственниками.

Старайтесь не запинаться, не проглатывайте слова, сохраняйте ровный . При этом добавьте вашей речи эмоциональности: используйте больше вопросительных и восклицательных предложений, чаще обращайтесь к цитатам известных людей. Можно даже добавить немного юмора. Все это сделает вашу речь по-настоящему красивой и свободной.

Видео по теме

Робкий голос часто является помехой. Более громкий голос при разговоре звучит более понятно. Если говорить громче, артикуляция некоторых слов становится четче. Постановка голоса необходима преподавателям и консультантам, которые работают с большой аудиторией.


2. Глубоко вдохните и говорите, медленно выдыхая. Используйте для произнесения каждого больше дыхания, чем при обычном . Выдыхайте при каждом слове больше воздуха, чтобы говорить громче. Если получается громко, используйте меньше воздуха на выдохе.


3. Произнося речь, работайте диафрагмой, а не легкими. Представьте, что ваши слова появляются из живота. Таким способом тембр голоса становится ниже, облегчая восприятие.

Видео по теме

Как правило, усиление голоса происходит по мере его развития под руководством педагога: ученик постепенно преодолевает страх перед собой, перед публикой, интонация становится более устойчивой, а голос крепким. Тем не менее существуют специальные упражнения, развивающие силу голоса . Выполнять их можно только под руководством педагога.

Инструкция

Любое занятие пением должно начинаться с дыхательной . Это единственная часть, которую может выполнять и дома, после тщательного инструктажа педагога. Подойдет любая дыхательная , вплоть до йогической. Суть любой дыхательной системы – полностью расслабить корпус, опустить , исключить ключичное дыхание. В процессе вдоха могут быть задействованы все дыхания (брюшной, грудной, ключичный), два (грудной и брюшной) или только один из них. В результате улучшается кровоснабжение всех органов, а голосовой аппарат принимает рабочее положение, в том числе появляется ощущение зевоты, необходимое в технике Bel Canto.

В течение недели тренируйтесь говорить тихо в выбранном на втором шаге месте. Держите втайне процесс тренировок. Дождитесь момента, когда окружающие заметят, что вы стали каким-то другим.

Расширьте сферу влияния для второй недели тренировок. Добавьте еще одно место, которое располагается вдали от первого: если тренировались на кухне, добавляйте не комнату за , а кафе, куда ежедневно ходите обедать с коллегами по работе. Так вы расширяете влияние новой привычки не только на другое место, но и на других людей.

На третьей считайте сферой влияния весь окружающий мир. Может быть, тихие разговоры еще непривычны, некомфортны. Периодически захочется сорваться, бросить тренировки, но не делайте этого. В , когда закончится эта игра, не надо будет постоянно говорить тихо. Но сейчас важно на физическом уровне приучить себя к новым ощущениям: надо натренировать голосовые связки, привыкнуть к реакции окружающих.

На четвертой неделе подстраивайтесь под громкость речи собеседников. Теперь вы умеете говорить и громко, и тихо. Важно научиться соблюдать баланс. Наблюдайте за людьми, с которыми говорите лицом к лицу или по телефону. Людям нравится, когда окружающие говорят с такой же громкостью и темпом речи, как они. Используйте эту особенность, и получите навыки общения.

Источники:

  • говорил тише
  • как научиться разговаривать громко?

Умение говорить с убежденностью необходимо в разных сферах жизни. Оно пригодится при выступлении перед аудиторией, в разговоре с незнакомыми людьми и при необходимости отстоять свою точку зрения. Поэтому над этим стоит поработать.

Для проверки своего голоса, а также для тренировки правильного дыхания найдите большое закрытое помещение и попросите друга помочь вам. Встаньте на противоположных концах комнаты. Проверьте, как тихо и как громко вы можете говорить? Попробуйте перейти на громкий крик, а затем издайте звук похожий на писк.

Издавая все эти звуки, не забывайте, что они зависят от правильного дыхания. Положите руку на и следите за тем, чтобы каждый вдох осуществлялся правильно, задействуйте свою диафрагму, на ваш живот должен подниматься вверх, а на выходе опускаться в исходное положение. Попросите друга оценивать громкость вашего голоса в процессе тренировок.

Чтобы представлять себе слышимость в данном помещении, поменяйтесь ролями. Попросите друга сделать эти же упражнения.

Сохраняйте зрительный контакт

Когда вы общаетесь с кем-либо один на один, вы всегда смотрите на своего собеседника, пусть даже отводя постоянно взгляд. Это позволяет оценить до него, а также то, слышит ли он, что вы ему говорите. Это естественная часть общения двух собеседников. Однако, общаясь с группой, некоторые люди теряются, они смотрят в пол, по сторонам или куда-то вдаль. В результате громкость их голоса не соответствует обстановке.

Общаясь с аудиторией, старайтесь сохранять контакт с отдельным ее членом, ведите себя так, как будто говорите именно с ним. Корректируйте свои в зависимости от его реакции (далеко ли он от вас, слышит ли он вас и т.д.). Затем переносите свой взгляд на другого участника общения и говорите с ним. Перенося свое внимание на конкретного человека, вы увеличиваете громкость своего голоса естественным образом, т.к. пытаетесь донести свою мысль именно до него.

Если вам неудобно общаться с незнакомыми вам людьми, попросите своих друзей послушать вас, а затем спросите их, хорошо ли они вас слышали.

Избавьтесь от нервозности

Причина тихого голоса может заключаться в том, что вы теряетесь или нервничаете в компании большого количества . В таком случае даже умение правильно дышать не поможет сделать ваш голос более громким. Прежде всего, возьмите за правило не пытаться искать одобрения своих слов от каждого группы. К этому нужно стремиться, но это не обязательно, ваша цель – донести свою мысль до группы в целом.

Перестаньте думать о том, что окружающие могут подумать о вас или о ваших словах. Сосредоточьтесь на своей речи, скажите себе заранее, что с вашими словами далеко не каждый будет согласен. Это придаст вам уверенности и снимет нервозность. Громкость вашего голоса при этом станет естественной и при условии правильного дыхания будет достаточно высокой.


хранитель изящной словесности

баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны )

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи )

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (оба варианта равноправны )

тирамисУ

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать

Что написано пером…

Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

#графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение»), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

Современному человеку важно уметь лаконично и ясно высказывать мнение. Ведь сложно оценить гениальность идеи, если ее создатель не в состоянии грамотно изложить суть словами, донести до оппонента основную мысль. Это важно для представителей тех профессий, чья работа связана с людьми.

Грамотно поставленная речь помогает произвести положительное впечатление на собеседника.

Ораторское искусство легче освоить, если разделить поставленную задачу на два этапа. Первый посвящен вопросу, как научиться правильно выражать свои мысли. Второй – тому, как грамотно говорить, изъясняясь простым языком.

  • Расширение словарного запаса. Формулировать суть разговора или отдельного предложения сначала мысленно, а потом рассказать устно помогут книги. Классическая художественная, научно-публицистическая литература не только пополнит словарный запас, но и расширит кругозор.
  • Тренировка памяти. Очень часто в разговоре собеседнику не удается подобрать подходящее слово. Множество вариантов крутятся в голове, а нужное, как назло, забывается. Для тренировки памяти подходят четверостишья, комбинации цифр.
  • Умение сконцентрироваться на конкретной мысли. Это важно для того, чтобы четко и понятно воспроизвести смысл. В данном случае полезно перед разговором задать себе несколько вопросов – что (то, о чем пойдет речь), где и когда (подробности), зачем (конечная цель разговора).

Когда мысли приведены в порядок, следует усовершенствовать свои ораторские способности.

Концентрация внимания

Для оратора важно не только умение сконцентрироваться в нужный момент, но и суметь удержать внимание слушателей до конца выступления. Каким способом вызвать интерес и завладеть вниманием аудитории поведает наука риторика.

Чтобы научиться управлять собственным вниманием, применяют простую технику. Сначала тренировки можно проводить в тишине, затем усложнить процесс, проделывая тоже в людном месте или на улице. Искусство концентрации оттачивается с помощью йоги.

Цель методики – научиться концентрировать внимание на определенном образе, находясь в любых условиях. Для этого нужно:

  • мысленно проговорить слово, например, стол;
  • осмыслить его значение (для чего нужен стол, где можно его поставить);
  • визуализировать образ (ясно представить конструкцию стола, его цвет, размер, расположение в помещении, другие подробности).

В ходе выполнения упражнения возникают отвлекающие факторы – посторонние звуки, действия людей, прочее. Нужно удерживать свое внимание на придуманном слове в течение нескольких минут, периодически повторяя его. Сначала рекомендуется тренироваться дома. Концентрировать внимание на улице или в людном месте гораздо сложнее. Однако освоив данный навык, человек сможет свободно формулировать мысль, в дальнейшем – ясно излагать смысл, грамотно и убедительно говорить.

Составляющие красивой речи

Публичное выступление считается удачным, если речь оратора обладает следующими характеристиками:

Прорабатывая каждую составляющую по отдельности, следует помнить об уверенности в себе во время разговора.

Техники для развития красноречия

Развить навыки свободной речи помогает ораторское мастерство и риторика. Уверенно держаться перед публикой и выступать перед многочисленной аудиторией слушателей учат на курсах актерского мастерства. На практических занятиях прорабатывают дикцию, сценическую речь, интонацию. Если понятия ораторского и актерского мастерства ясны, то значение риторики вызывает некоторые вопросы.

Риторика – это научная теория, изучение которой позволяет освоить ораторское искусство. Данную филологическую дисциплину в обязательном порядке изучают все актеры, общественные деятели и другие специалисты, чья профессия связана с публичными выступлениями. Риторика изучает влияние, оказываемое речью оратора на оппонента.

Самостоятельно улучшить дикцию можно с помощью скороговорок и специальной логопедической гимнастики. Скороговорки сначала проговариваются медленно, по слогам, постепенно увеличивая темп и добавляя интонацию. Помимо дикции, это тренирует память. Зарядка для проработки речевого аппарата состоит из простых упражнений:

  • Кончиком языка дотронуться поочередно до неба, дотянуться к основанию языка, к внутренней стороне каждой щеки.
  • Пропеть все гласные звуки, вытягивая губы.
  • Протянуть шипящие согласные, звук «р».

Что поможет говорить грамотно и красиво

Умение правильно и доходчиво излагать мысли можно развить, пройдя курс ораторского мастерства. Прослушав несколько лекций можно узнать, как научиться красноречию. Самостоятельно развить навыки поможет:

  • Запись собственной речи на диктофон. При прослушивании можно составить объективную оценку ораторскому выступлению, учесть недочеты, исправить ошибки.
  • Игры с использованием различных слов, описаний (подбор синонимов, характеристика предметов);
  • структурирование речи. При выступлении или в обычном разговоре следует выделять главные моменты, четко и ясно формулировать второстепенную информацию, опускать ненужные детали.
  • Увеличение активного лексикона. Каждый день нужно подбирать 2-3 слова, которые редко применяются в повседневной речи, и активно использовать их в разговоре.
  • Контроль над жестами и мимикой. Неумение правильно формулировать мысль приводит к излишней жестикуляции и мимике во время разговора. Нужно избавиться от этой вредной привычки, которая отвлекает от основной мысли, вызывает раздражение оппонента. Развитая мимика лица помогает более убедительно выступать перед аудиторией. Оттачивать искусство речи полезно перед зеркалом.
  • Уверенность в себе. Важно научиться контролировать собственные эмоции, справляться с волнением, которое возникает перед публичным выступлением. Говорить убедительно, способен только оратор, который уверен в себе.

Важно излагать свою точку зрения так, чтобы оппоненту было ясно, о чем идет речь. Поэтому лучше говорить простым языком, не используя сложные речевые обороты и научные термины.

Правильная, грамотная речь – основа взаимопонимания и главный инструмент обмена информации между людьми, который используется в профессиональной деятельности и при повседневном общении. Навыки устного изложения идеи и лаконичной передачи смысла важны для представителей профессий, связанных со сферой обслуживания, торговли и других областей.

О том, что такое орфоэпия, можно узнать из словарей и справочников литературного языка. Все языки мира имеют определенные лексические нормы, являющиеся образцом правильного употребления слов.

Наука орфоэпия

Орфоэпия изучает законы и правила произношения слов. Она очень похожа на орфографию, которая рассматривает законы правильного написания слов. Термин «орфоэпия» включает в себя два греческих слова: orthos — "верно", "правильно", "прямо" (направление) и epos — "речь", "разговор". Поэтому на вопрос о том, что такое орфоэпия, можно дать ответ, прямо переведенный с греческого языка: правильное произношение.

Правила орфоэпии

Различные отклонения от норм употребления и произношения мешают общению, отвлекают слушателя от смысла произносимой речи и значительно затрудняют усваивание произносимого текста. Соблюдения норм произношения слов также важно, как и придерживание норм правописания. Правильность произношения той или иной лексической единицы расскажет орфоэпия. Правила этой науки позволяют определить, как нужно произносить то или иное слово, и область его лексического применения. Ведь в мире, где устная речь является средством широкого общения, она должна быть безукоризненной, с точки зрения правил орфоэпии.

История русской орфоэпии

Русская орфоэпия сложилась уже в середине 17 века. Тогда были утверждены правила произношения тех или иных слов, закладывались нормы построения фраз и предложений. Центром нового литературного языка стала Москва. На основе северорусских говоров и южных диалектов было сформировано московское произношение, которое взято за основу лексической нормы. Наука о том, как правильно произносить то или иное слово, шла из Москвы до отдаленных глубинок России.

В начале 18 века центром политической и культурной жизни страны стала новая столица России - город Санкт-Петербург. Постепенно нормы произношения поменялись, среди интеллигенции стало правилом четкое, побуквенное произношение слов. Но среди широких слоев населения нормой продолжало считаться московское произношение.

Орфоэпия изучает такие нормы произношения русского языка, как ударение, норма произношения отдельных звуков и сочетаний, мелодичность и интонацию разговорной речи.

Ударение

О том, что такое орфоэпия, можно рассмотреть на правилах постановки ударения в русских словах. Вопрос не так прост, как может показаться. Во французской речи в подавляющем большинстве случаев ударение ставится на последний слог. В русском языке ударение подвижное, может падать на произвольный слог, менять свое месторасположение в зависимости от рода и падежа данного слова. Например, гОрод, но городА, пОезд, но поездА, прИмут, но принялА.

Иногда неправильное произношение настолько въелось в разговорную речь, что требуется немало усилий, чтобы искоренить ошибку. Например, повсеместно мы слышим звОнит вместо звонИт, дОговор, вместо правильного договОр. Орфоэпия слова настаивает на: каталОг, некролОг, квартАл вместо устоявшихся неверных версий этих слов.

Иногда исправить ударение помогает неожиданность. Например, в середине 50-х 20 века было широко распространено употребление слова «мОлодежь» вместо правильного «молодЕжь». Исправить ошибку помогла широко популярная песня «Гимн демократической молодежи». Песня была создана композитором Новиковым на стихи поэта Ошанина. В припеве гимна были слова: «Эту песню запевает молодЁжь». Распространенное «мОлодежь» не укладывалось ни в ритм, ни в текст этого музыкального произведения, поэтому неправильное произношение популярного слова было вытеснено верным.

Транскрипция

Произносимое слово можно записать при помощи транскрипции. Так называется запись слышимых слов и звуков языка. В транскрипции наряду с обычными литерами используются и специальные, например, литера [æ] обозначает открытый ударный гласный, нечто среднее между «а» и «э». Этот звук в русской речи не употребляется, но часто встречается при изучении языков германской ветви.

В настоящее время поставить правильное ударение в слове помогут специальные словари.

Произношение отдельных звуков

Объяснить, что такое орфоэпия, можно на примере произношения гласных в словах русского языка. Например, нормой в русском языке является редукция - ослабление артикуляции гласных в некоторых словах. Например, в слове «коробОк» четко слышится лишь третий звук «о», а первый произносятся приглушенно. В итоге получается звук, напоминающий одновременно и [о], и [а].

Если безударное [o] стоит в начале слова, оно всегда произносится как [а]. Например, в словах «огонь», «окно», «очки» четко в первом случае поизносится [а]. Ударное [о] не меняет своего значения: слова «облако», «остров», «очень» произносятся с выраженным [о] в начале.

Звучание некоторых согласных звуков

В существующих правилах орфоэпии сказано, что звонкие согласные в конце произносимых слов звучат как парные им глухие. Например, слово «дуб» произносится, как [дуп], «глаз» - [глас], «зуб» - [зуп] и так далее.

Словосочетания согласных «зж» и «жж» произносятся как двойное мягкое [жжь], например, пишем приезжаю, произносим [приежжьяю], дребезжание - [дребежжьание] и так далее.

Точное произношение того или иного слова можно узнать из специальных орфоэпических словарей.

Например, достаточно серьезную работу по орфоэпии представил Аванесов. Интересны глубоко проработанные издания языковедов Резниченко, Абрамова и других. Орфоэпические словари можно легко найти в Интернете или в специальных отделах библиотек.