Модели проведения тренинга межличностного общения. Социально-психологический тренинг межличностного общения материал на тему

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде. А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж. Ведь общение - это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение , имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель : тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников : любое.

Время : 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель : потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как « восточный рынок » ? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: - Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: - Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

- Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель : тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время : 20–25 мин.

Количество участников : любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение :

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель : развитие навыков уверенного общения

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию - кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой - какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»


Цель
: обучить участников приемам активного слушания.

Время : 35–40 мин.

Количество участников : любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах - «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение :

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

  • Упражнение «Презентация директора топ-составу»


Универсальное и результативное упражнение
, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом , создающим соревновательный момент.

  • Упражнение «Повышение - Увольнение»

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации . В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение «Приходите в следующий раз»


Мощное упражнение
, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Найди любимую работу

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов : «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?». Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения!

  • Слепой и Поводырь

    Это классическое упражнение-ледокол . А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям . Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя : насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

Дата проведения: 17.12.12

Контингент и возраст обучаемых: учащиеся 6-7 классов, 12-14 лет;

Цель: развитие групповой сплоченности;

Развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.

Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.

Ход тренинга:

Знакомство: Здравствуйте, меня зовут Лэйсан, хотелось бы с вами поближе познакомиться, я учусь в педагогическом университете, на специального психолога,4 курс. Этот тренинг мы проведем вместе с вами, надеюсь на понимание. Давайте познакомимся(2 минуты).

Упражнение «Обмен»:

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что- то приятное, комплимент или пожелание(5 минут).

Может возникнуть нежелание рукопожатия с кем-то. В этом случае нужно сказать, что поприветствовать нужно всех участников команды. Если это не действенно, то предложить ребенку сделать это вместе. Если возникают проблемы при назывании комплиментов или пожеланий – показать пример.

Упражнение «Рисунок на спине»:

А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали(15 минут).

При непонимании задания – показать пример. Если возникают трудности с местоположением (кто, где, с кем стоять), то взять инициативу на себя и выстроить колонну на свое усмотрение.

Упражнение 3(рефлексия):

1.Что помогало понимать и передавать ощущение?

2. Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?

3. Что мешало выполнить упражнение, с какими трудностями столкнулись?(7 минут)

При затруднениях с ответом, попробовать переформулировать вопрос: 1. «Как ты понял и передал то, что ощутил?», 3. « Трудности при выполнении упражнения с чем они были связаны». А 2 вопрос можно задать лично обратившись по имени к первому и последнему участнику команды. При затруднениях, предлагать возможные варианты.

Упражнение «Змея»:

Сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг. Я буду змеей, а вы будите моим продолжением, тот к кому я подойду, становится моим хвостом, проползает подо мной и цепляется за пояс и так до последнего участника, пока хвост змеи не станет огромным(15 минут).

В случае, если правило игры не поняты, показ примера.

Упражнение К.У.Б.О.У. :

Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется(15 минут).

В случае не соблюдения правил – употребление слов при показе, повторное объяснение правил игры и демонстрирования примера.

Обратная связь, итоговое обсуждение: А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают? (10 минут)

Краткий (схематический план конспекта):

| следующая лекция ==>

В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий:

без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп);

вооружение обучаемых системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении, а затем тренировка в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений по переводу полученных знаний в навыки и умения межличностного общения.

При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека.

Технологическое построение межличностного общения предусматривает:

последовательное осуществление отдельных этапов общения;

стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий;

взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий;

выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации.

Структура технологии общения включает шесть основных блоков:

коммуникативной подготовки;

познавательно-ориентационный (ориентировка в ситуации общения);

контакта;

воздействия и взаимодействия;

управления общением;

завершения общения.

При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих разделов. В содержательной основе их проектирования лежит усвоение базовых компонентов знаний. Остановимся кратко на этих этапах.

Первый этап общения - коммуникативная подготовка - включает в себя:

постановку коммуникативных задач;

разработку планов и сценариев общения;

методическую проработку использования базовых форм общения.

Основные типы коммуникативных задач:

познавательно-коммуникативные (составить представление о партнере, изучить человека в ходе общения, получить информацию о других лицах, положении дел);

контактно-устанавливающие и контактно-поддерживающие задачи (установить связь, контакт необходимого уровня и характера с тем или иным лицом, поддержать его);

коммуникативно-воздейственные (изменить точку зрения, мнение, позицию, установки людей);

кооперативно-коммуникативные (решить в ходе общения с партнером тот или иной вопрос и т.д.).

Второй этап общения - ориентировка в ситуации общения, которая является исходным звеном перцептивно-познавательной стороны общения. Ключевую роль здесь играет психологическая наблюдательность человека как способность по малозаметным внешним признакам выявить важные характеристики партнера. Ориентировка в ситуации общения обычно включает в себя:

уяснение мотивационно-целевого контекста общения;

ориентировку в пространственно-временных условиях

ориентировку в собеседнике (партнере по общению).

Третий этап процесса общения -установление психологического контакта в общении, что проявляется в ситуативном состоянии взаимоотношений партнеров, характеризуемом востребованностью в общении, отсутствием барьеров, взаимной заинтересованностью, взаимопониманием.

Техника установления психологического контакта включает в себя шесть групп приемов:

самоподачи коммуникатора;

вовлечения в общение;

создания и использования оптимальной обстановки общения;

мотивирования партнера;

эмоционального влияния;

налаживания взаимопонимания.

Четвертый этап общения - коммуникативное воздействие и взаимодействие, под которым понимается рабочее воздействие на партнера коммуникативными средствами для решения содержательных задач общения (изучить партнера, изменить его состояние и поведение, согласовать усилия в совместной деятельности, разрешить конфликт и т.д.). Арсенал используемых здесь приемов весьма разнообразен: невербальное и вербальное взаимодействие, моно- и диалогическое воздействие, информирующее, убеждающее, внушающее и другие способы и виды коммуникативного воздействия.

Пятый этап общения - управление общением - обеспечивает корректирование ориентировки в ситуации, поддержание необходимого в дальнейшем психологического контакта в случае его ослабления или утраты.

Управление процессом общения осуществляется как прямым, так и опосредованным способом. Наиболее важное значение для управления ходом общения имеют правила и рамки, инициатива и дистанция, позиции и роли партнеров по общению.

При управлении инициативой и дистанцией в процессе общения важно:

постановка перед партнером вопросов, задающих цели, содержание, способ и характер общения;

"коммуникативная атака" инициатора, концентрация общения на соответствующих вопросах;

учет соперничества в борьбе за инициативу в разговоре, рефлексивное управление этим процессом;

принятие инициатором определенных позиций и ролей и навязывание соответствующих партнеру.

Шестой этап общения - завершение процесса общения.

При проведении тренинга межличностного общения по второй модели перед выполнением психотехнических упражнений и ролевых игр ведущий доводит до обучаемых блок знаний, необходимых для усвоения перед тренировкой соответствующих навыков общения. Например, участникам тренинга перед психотехническими упражнениями по умению слушать партнера целесообразно описать приемы, которые они могут использовать и отрабатывать в данном случае:

безмолвное активное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше;

уточнение - обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: "В последнее время мой сын ужасно себя ведет". Следует уточнение: "Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова "ужасно себя ведет"");

пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным;

дальнейшее развитие мыслей собеседника - проговаривание подтекста высказывания собеседника;

эмпатия - сопереживание, передача чувства говорящему.

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ».

Цели : выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.

Количество занятий : 8

Количество участников: 10-12 человек.

Диагностические процедуры: методика Леонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективности занятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Занятие 1.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

«Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы, также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет ( разогревающая психотехника )

Техника на каждый день . Участники стоят в кругу , опустив головы вниз и не глядя друг на друга . Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда , стараясь добраться до самого большого , не совершив ошибок . При этом должны выполняться три условия : во - первых , никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально ); во - вторых , нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд ; в - третьих , если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками , ведущий требует снова начинать с единицы . Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток . Ведущий повторяет участникам , что они должны уметь прислушиваться к себе , ловить настрой других , чтобы понять , нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число . В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны , что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу . Обнаружив это , ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость , но предлагает отказаться от этого приема . Опыт подтверждает , что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением .

« Муха в квадрате » ( тренинг личностного роста , групповое взаимодействие )

Мысленно представим поле для крестиков - ноликов , состоящее из девяти квадратов . В центральном квадрате сидит муха . Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх - вниз , вправо - влево . Участники делают последовательно по одному ходу . Запрещено делать челночные ходы (туда - сюда ). Нельзя вылетать за границы поля . Может использоваться и как разогревающая методика . Со временем можно усложнить задачу , модернизировав плоское поле в объемное (куб ).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа - более откровенной или нет.

Занятие 3

Испорченный телефон ( разогревающая психотехника )

Участники встают в колонну по одному . Ведущий встает в конце колонны . Таким образом все участники повернуты к нему спиной . Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника . Затем он жестами показывает какой - либо предмет (спичечный коробок , пистолет , волейбольный мяч и пр .). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет , второй передает третьему , третий - четвертому и так далее . Последний участник называет предмет . Условия : все делается молча , только жестами , можно только попросить повторить , участники не должны поворачиваться до тех пор , пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу .

Печатная машинка ( групповое взаимодействие , тренинг личностного роста ).

Все участники встают в линию или круг . Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение , словосочетание и т . д .), например :

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

Но не хором , а следующим способом . Участники последовательно произносят по одной букве , пробел - вся группа делает хлопок руками , перевод каретки - топают ногой . Запятые и точки тоже можно как - нибудь обозначить . Ошибившийся выбывает , когда остается три человека вся группа начинает сначала .

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги:

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.

-хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартное приветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко ( тренинг личностного роста , адекватность )

Оборудование : на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты , для детей можно использовать что - то яркое , например , заколку . Группа выходит из комнаты . Ведущий размещает колечко в комнате так , чтобы оно было в поле зрения участников . Например , повесить на гвоздик , одеть на горлышко бутылки , положить на стол , где и так куча всяких предметов , заколку можно приколоть к занавеске . Группа заходит в комнату и молча ищет колечко . Нашедший молча и никоим образом не показывая виду , что он нашел , садится на свое место . Чем меньше остается ищущих , тем сложнее найти предмет . Последнему приходится совсем тяжело .

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

    на какое время суток;

    на какое время года;

    на какую погоду;

    на какой день недели:

    на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а других упражнениях.

Занятие 5

15 слов ( самоконтроль )

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов , начинающихся на определенную букву , с условием , если пауза между словами составляет более 5 секунд , то участник делает одно приседание . Подразумевается , что участник находится перед своей группой .

Коллективная арифметика ( сотрудничество )

Участвуют 4 человека . Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием , например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются . Называется полученная сумма . Время - 60 секунд . Ведущий может создавать помехи , каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время .

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Занятие 6.

Хлопки ( групповое взаимодействие ).

Участники группы встают в линию , колонну , круг . По команде , начиная с первого , каждый участник последовательно делает один хлопок . Хлопки должны идти друг за другом . Один участник делает только один хлопок , ни больше , ни меньше . Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды .

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз ? ( баланс механизмов возбуждения и торможения )

Маленький предмет лежит на столе посередине . Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии . Ведущий называет различные числа . Когда называется четное число , нужно схватить предмет .

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Я " реальный идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социально-психологический тренинг межличностного общения

1. Сущность и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения

Социально-психологический тренинг общения - это вид социально-психологических тренингов, связанный с развитием в процессе групповой работы знаний, навыков, умений и установок, определяющих поведение в общении, коммуникативной компетентности и способностей человека.

Коммуникативная компетентность специалиста представляет собой высокий уровень развития коммуникативных личностных качеств, навыков и умений построения и осуществления общения в процессе профессиональной деятельности.

Организационные особенности комплектования учебной группы и проведения социально-психологических тренингов межличностного общения:

Малые группы тренинга, как правило, состоят из 7- 15 участников, большие - из 25-30 чел. Работа в больших группах предполагает участие ассистентов;

Продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до нескольких месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими - 1-3 раза в неделю. Продолжительность отдельной встречи от 1,5 до 3 и более часов. Возможны, так называемые группы-марафоны, проводимые за 2-3 дня непрерывной работы;

Так как много времени уходит на эмоциональное вхождение участников в занятие, то лучше работать по 4-5 ч ежедневно (с корректировкой в зависимости от возраста);

Сплоченность, открытость и доверительность в группе наступают быстрее, если группа закрыта. Участникам лучше располагаться в креслах или на стульях по кругу;

Наиболее удачные кандидаты - это те, у кого низкая психологическая защита, высокая способность к обучению, а уровень интеллекта не ниже среднего;

Желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревогу и агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю;

Популярные участники активно интересуются взаимоотношениями в группе, поэтому они служат индикатором успешности тренинга;

Краткосрочные тренинги общения предполагают относительную однородность состава, так как сходство стимулирует взаимную притягательность и эмоциональною поддержку;

Долгосрочные тренинги предполагают большую разнородность состава, так как прослеживаются продуктивность и преодоление личностных конфликтов на фоне напряженности и определенной конфронтации, наблюдаемой в таких группах.

Организационные особенности проведения тренингов проявляются также в основных требованиях к ведущему тренинговой группы общения. Эти требования таковы:

Ведущий тренинга должен обладать такими качествами, как уравновешенность, рассудительность, восприимчивость к новому и необычному, воображение, уверенность в себе, ум, энтузиазм, умение доминировать, толерантность, демократизм, желание помочь людям;

Ведущему тренинга следует действовать в теплой, искренней и эмпатичной манере, создавать в группе позитивную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации;

Положительные спонтанные эмоции ведущего по закону эмоционального «заражения» вызывают соответствующую эмоциональную реакцию у членов группы. Поэтому при работе в группе ведущий должен отбросить все негативное содержание человеческих отношений, не проявлять накопленные отрицательные переживания;

Ведущему необходимо иметь хорошо развитую интуицию, чтобы тонко чувствовать настроение, состояние, проблемы группы;

Ведущий тренинга должен являться организатором, режиссером процесса общения, регулирующим варианты поведения участников, уровень тревожности в группе, пути исследования проблем;

Ведущему следует быть комментатором и экспертом, помогающим участникам объективно оценивать свое поведение, наблюдающим и объясняющим сложные поведенческие реакции;

Ведущий тренинга, демонстрируя открытость, искренность, доверительность, высокий уровень межличностного функционирования, должен являться образцом для участников;

Ведущему надо быть достаточно артистичным, обладать профессиональной техникой, включающей владение техникой речи, экспрессивной мимикой и пантомимикой;

Эффективное руководство группой предполагает гибкое использование разных стилей деятельности ведущего (авторитарного, демократичного, либерального) и творческий подход к ведению тренинга;

Ведущий должен знать различные варианты выходов из конфликтных ситуаций и уметь прогнозировать возникновение конфликтов;

Ведущий группы обязан соблюдать конфиденциальность, сохраняя информацию о личных проблемах участников тренинга;

Ведущему тренинга необходимо обладать достаточными квалификацией и опытом и на этой основе - большим авторитетом и влиянием в группе. Уровень компетентности ведущего определяется наличием четырех уровней подготовки: знакомство с историей и теорией вопроса; наблюдение за деятельностью ведущего-профессионала с последующим анализом; активное личное участие в тренингах; самостоятельное ведение тренингов (с последующей рефлексией) при помощи опытного ведущего-консультанта;

Ведущему желательно обладать специальным сертификатом, свидетельствующим о прохождении профессиональной подготовки на курсах или в школе тренеров.

Как правило, занятия в процессе тренинга проводятся по следующей методике:

Представление ведущего тренинга;

Доведение организационных вопросов (цели, задачи,

замысел);

Ознакомление участников с главными правилами участия в тренинге;

Включение участников в выполнение психотехнических упражнений, ролевых игр;

Групповая дискуссия по результатам выполнения упражнений и игр;

После выполнения всех заданий - подведение итогов.

Первый и второй этапы тренинга являются аналогичными по своей структуре с традиционными формами учебных занятий. Содержание четвертого-шестого этапов будет раскрыто далее в контексте технологии проведения психотехнических упражнений. В качестве правил участия в тренинге общения (третий элемент методики) за основу могут быть взяты следующие.

Памятка участнику тренинга (по Н. Т. Оганесян):

* не ставьте себя выше или ниже других;

* ищите и поддерживайте в себе только хорошее;

* не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях;

* слушайте задания очень внимательно;

* не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте;

* старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых ситуациях и играх;

* не перебивайте, не исправляйте и не судите говорящего;

* будьте изобретательны и используйте творческий подход;

* учитесь доверять вашему внутреннему чувству тогда, когда нужно действовать;

* будьте терпеливы и настойчивы;

* признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их;

* не высмеивайте и не унижайте других и себя;

* не выносите за пределы то, что происходит на групповых занятиях, сохраняйте конфиденциальность личных проблем участников.

Памятка участнику тренинга (по Г. И. Марасанову):

* не опаздывать;

* заботиться о конфиденциальности жизни группы;

* стремиться быть активным участником того, что происходит;

* не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации;

* по возможности быть искренним, сообщать достоверные сведения;

* получать поддержку, помощь со стороны группы;

* стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать;

* ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы;

* высказывать свое мнение по любому мнению;

* использовать обращение на «ты» во время работы группы;

* сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и «до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа;

* высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувствованно, переживается, происходит здесь и сейчас;

* не говорить о присутствующих в третьем лице. Базовыми методами социально-психологического тренинга

общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Содержание и методика проведения ролевых игр изложена в разделе «Методы активного социально-психологического обучения». Основной же метод в тренинге - выполнение участниками психотехнических (психогимнастических) упражнений.

2. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как методы проведения тренинга партнерского общения

Понятие «психотехника (психогимнастика)» носит некоторую условность. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных.

Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т.д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием, например: «Выберите себе в пару того участника нашей группы, которого мы узнали пока меньше, чем других».

Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (например, память или внимание) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди - письменно или устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности сознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психотехнические упражнения: двигательные, предполагающие рисование, и т.д.

При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план - это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены не только на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, но и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.

При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее.

1. Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель: изменится состояние группы как целого; изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников; будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.

2. На каком этапе сплоченности находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников.

4. Время: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т.д.

Инструкция. Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать вариант, когда ведущий инструктирует дольше, чем длится выполнение самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе знакомства с инструкцией привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Остановка упражнения. Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение. Таким, например, является известное упражнение «Испорченный телефон»; оно завершается, когда информация дойдет до последнего из участников. В большинстве случаев ведущий заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет. Другой вариант: заранее обговаривается время выполнения упражнения. При этом за временем следит ведущий и сообщает группе о его окончании. Но чаще все-таки не удается заранее определить временные границы проведения упражнения и тогда основным ориентиром становится самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, заинтересованности упражнением. Общее правило такое: упражнение целесообразно завершать тогда, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться. Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменениями состояния участников группы, ведущий должен уловить такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось достаточно материала для обсуждения (в том случае, если упражнение направлено на получение информации в содержательном плане), а с другой - большинство участников группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.

Обсуждение упражнений. Характер обсуждения упражнения, звучащие вопросы ведущего по его завершении будет зависеть от того, на что оно было направлено. Общее правило звучит так: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, в форме вопросов: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас настроение сейчас?» и т.п. Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое»... В некоторых случаях ведущий сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей работе», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т.п.

Характер вопросов ведущего также зависит от того, как проходит упражнение. Ведущий, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут определить характер вопросов по завершении упражнения.

Обсуждение результатов выполнения упражнений и ролевых игр может проходить и в форме групповой дискуссии.

Дискуссия может проводиться в различных вариантах.

В первом варианте выступают только участники ролевой игры и некоторые из участников выполнения психотехнических упражнений. Ведущий просит их рассказать о своем самочувствии, ощущениях во время тренингового занятия, оценить сложности, с которыми они столкнулись при исполнении заданий. Участников можно попросить осуществить публичную рефлексию положительных и отрицательных сторон (что удалось и что не удалось) проделанного ими в игре или упражнении.

Во втором варианте, когда не все участники заняты в ролевых играх и психотехнических упражнениях, а выполняют функции наблюдателей, в том числе с карточками наблюдения, после выступлений непосредственных исполнителей заданий организуется групповое обсуждение их действий членами тренинговой группы. Исходя из принципа недопущения личностной критики действий участников тренинга, выступления наблюдателей целесообразно построить по следующему алгоритму:

а) что вам понравилось в действиях участников выполняемых заданий;

в) какие выводы вы сделали для себя из просмотренной игры (упражнения).

В любом случае групповая дискуссия по итогам выполнения игр и упражнений завершается выступлением ведущего.

Следует обязательно подводить итоги не только после отдельных упражнений, заслушивая мнения участников, но и по окончании каждой сессии.

3. Модели проведения тренинга межличностного общения

В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий:

Без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп);

Вооружение обучаемых системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении, а затем тренировка в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений по переводу полученных знаний в навыки и умения межличностного общения.

При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека.

Технологическое построение межличностного общения предусматривает:

Последовательное осуществление отдельных этапов общения;

Стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий;

Взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий;

Выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации.

Структура технологии общения включает шесть основных блоков:

Коммуникативной подготовки;

Познавательно-ориентационный (ориентировка в ситуации общения);

Контакта;

Воздействия и взаимодействия;

Управления общением;

Завершения общения.

При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих разделов. В содержательной основе их проектирования лежит усвоение базовых компонентов знаний. Остановимся кратко на этих этапах.

Первый этап общения - коммуникативная подготовка - включает в себя:

Постановку коммуникативных задач;

Разработку планов и сценариев общения;

Методическую проработку использования базовых форм общения.

Основные типы коммуникативных задач:

Познавательно-коммуникативные (составить представление о партнере, изучить человека в ходе общения, получить информацию о других лицах, положении дел);

Контактно-устанавливающие и контактно-поддерживающие задачи (установить связь, контакт необходимого уровня и характера с тем или иным лицом, поддержать его);

Коммуникативно-воздейственные (изменить точку зрения, мнение, позицию, установки людей);

Кооперативно-коммуникативные (решить в ходе общения с партнером тот или иной вопрос и т.д.).

Второй этап общения - ориентировка в ситуации общения, которая является исходным звеном перцептивно-познавательной стороны общения. Ключевую роль здесь играет психологическая наблюдательность человека как способность по малозаметным внешним признакам выявить важные характеристики партнера. Ориентировка в ситуации общения обычно включает в себя:

Уяснение мотивационно-целевого контекста общения;

Ориентировку в пространственно-временных условиях

Ориентировку в собеседнике (партнере по общению).

Третий этап процесса общения -установление психологического контакта в общении, что проявляется в ситуативном состоянии взаимоотношений партнеров, характеризуемом востребованностью в общении, отсутствием барьеров, взаимной заинтересованностью, взаимопониманием.

Техника установления психологического контакта включает в себя шесть групп приемов:

Самоподачи коммуникатора;

Вовлечения в общение;

Создания и использования оптимальной обстановки общения;

Мотивирования партнера;

Эмоционального влияния;

Налаживания взаимопонимания.

Четвертый этап общения - коммуникативное воздействие и взаимодействие, под которым понимается рабочее воздействие на партнера коммуникативными средствами для решения содержательных задач общения (изучить партнера, изменить его состояние и поведение, согласовать усилия в совместной деятельности, разрешить конфликт и т.д.). Арсенал используемых здесь приемов весьма разнообразен: невербальное и вербальное взаимодействие, моно- и диалогическое воздействие, информирующее, убеждающее, внушающее и другие способы и виды коммуникативного воздействия.

Пятый этап общения - управление общением - обеспечивает корректирование ориентировки в ситуации, поддержание необходимого в дальнейшем психологического контакта в случае его ослабления или утраты.

Управление процессом общения осуществляется как прямым, так и опосредованным способом. Наиболее важное значение для управления ходом общения имеют правила и рамки, инициатива и дистанция, позиции и роли партнеров по общению.

При управлении инициативой и дистанцией в процессе общения важно:

Своевременное введение новых рамок общения;

Постановка перед партнером вопросов, задающих цели, содержание, способ и характер общения;

- «коммуникативная атака» инициатора, концентрация общения на соответствующих вопросах;

Учет соперничества в борьбе за инициативу в разговоре, рефлексивное управление этим процессом;

Принятие инициатором определенных позиций и ролей и навязывание соответствующих партнеру.

Шестой этап общения - завершение процесса общения.

При проведении тренинга межличностного общения по второй модели перед выполнением психотехнических упражнений и ролевых игр ведущий доводит до обучаемых блок знаний, необходимых для усвоения перед тренировкой соответствующих навыков общения. Например, участникам тренинга перед психотехническими упражнениями по умению слушать партнера целесообразно описать приемы, которые они могут использовать и отрабатывать в данном случае:

* безмолвное активное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше;

* уточнение - обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова "ужасно себя ведет"»);

* пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным;

* дальнейшее развитие мыслей собеседника - проговаривание подтекста высказывания собеседника;

* эмпатия - сопереживание, передача чувства говорящему.

Литература

психологический тренинг межличностный общение

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.

3. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Исследование содержания и методов социально-психологического тренинга. Выявление степени взаимопонимания среди сотрудников трудового коллектива предприятия ООО "АРТ-ТУР". Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

    практическая работа , добавлен 11.03.2011

    Определение затруднений межличностного общения в этно-социокультурной, статусно-позиционно-ролевой, возрастной области. Обобщение индивидуально-психологических особенностей, как области затруднений общения (остановки либо перерыва процесса общения).